Обзор дизельного JAC T9: сравнение с бензиновой модификацией

JAC учитывает мнение российских покупателей, убежденных, что подлинный пикап должен быть оснащен дизельным двигателем. Как заявили представители компании, подобный запрос исходил от потребителей. Дизельная версия JAC T9 уже поступила в продажу; ее стоимость, согласно текущему прайс-листу, составляет 3 759 000 рублей, что на 110 тысяч рублей выше цены бензиновой версии.

Безусловно, бензиновый JAC T9 на протяжении многих месяцев подряд превосходит конкурентов в сегменте пикапов, занимая первое место по продажам. Производители подобной техники не торопятся публиковать ежемесячные показатели продаж, однако очевидно, что они будут ниже, чем у внедорожников. Это подтверждается статистикой последних лет. К примеру, в 2022 году в России было продано всего 7 тысяч пикапов, из которых 8% (600 автомобилей) пришлось на JAC. В следующем году оба эти показателя значительно увеличились: до 17 тысяч пикапов всех марок и 2400 единиц JAC (14% доли рынка). В 2024 году зафиксирован новый заметный рост: 29 тысяч единиц в общей сумме и 6 тысяч автомобилей JAC (20% доли). По мнению экспертов, рост интереса к пикапам марки в прошлом году связан с появлением модели T9. В настоящее время доля флагманской модели достигает 53%, что делает её ключевым драйвером продаж.

По мнению специалистов по маркетингу JAC, появление дизельной модификации должно повысить привлекательность T9 для покупателей. Однако они признают, что повторить прошлогодние результаты будет непросто, поскольку общие прогнозы относительно рынка на 2025 год не самые оптимистичные. Если компании удастся поставить клиентам 5400 пикапов, это будет считаться хорошим результатом, так как это составит 22% от общего объема продаж в сегменте (25 000 единиц) и позволит JAC занять лидирующую позицию.

Все познается в сравнении

Руководство компании рассчитывает, что дизельная версия привлечет до 50% заказов, поскольку в России много потребителей, ценящих автомобили, использующие дизельное топливо. Стоит отметить, что дизельные версии не предлагаются всеми производителями, стремящимися завоевать популярность пикапов среди россиян. В частности, мы выделим Sollers ST8, GWM Poer, Foton Tunland G7 и Dongfeng DF6, которых можно считать основными конкурентами «Тэ Девятому».

Дизельный JAC T9 имеет такие же размеры, как и бензиновая версия: 5330×1965×1880 мм, при этом колесная база составляет 3110 мм. Таким образом, по своим габаритам он идентичен Foton Tunland G7, но уступает по размеру Great Wall Poer (5416 мм, база — 3230 мм). Короткие свесы остались без изменений, как и практичные пластиковые бамперы и расширители арок, а подножки по-прежнему изготовлены из металла. В процессе испытаний мы проверили их прочность: трое человек встали на них и немного походили. Поддержку они выдержали.

На всех анализируемых нами дизельных пикапах, за исключением Dongfeng DF6, установлены колеса диаметром 18 дюймов (265/60 R18), а у JAC T9 они также имеют внедорожный протектор, изначально предусмотренный производителем. Стоит отметить, что это несколько увеличивает радиус поворота пикапа: 6,2 метра для бензиновой версии и 6,5 метра для дизельной, однако на практике эта разница не столь ощутима. Дорожный просвет у рассматриваемого автомобиля составляет 210 мм, а под двигателем и раздаточной коробкой расположен прочный металлический лист. Foton указывает аналогичный клиренс для своей модели, у DF6 он равен 220 мм, а у Poer – 232 мм (хотя в GWM делают оговорку: «в зависимости от комплектации»).

JAC T9 TDi может преодолевать подъемы с уклоном до 30 градусов, а функция Auto Hold позволяет ему оставаться неподвижным на таком уклоне. Преодоление водных преград также не представляет значительной трудности, так как заявленная глубина брода составляет 800 мм. Для сравнения, у GWM Poer этот показатель равен 500 мм, у Mitsubishi L200 и Toyota Hi Lux — 700 мм, у VW Amarok — 600 мм.

И финская палета влезет

Производители автомобилей стали больше внимания уделять внешнему виду, и поэтому пикапы с грузовой платформой за кабиной стали выглядеть более привлекательно. Автомобиль, будем считать, еще не совершенен, но уже представляет собой заметное достижение. Модель T9 TDi сохраняет брутальный дизайн, дополненный функциональными неокрашенными бамперами и многоуровневой оптикой с поворотными фарами. В автоматическом режиме в поворотах загораются дополнительные секции — на практике это оказалось весьма полезно в темное время суток. Отличить дизельную версию от бензиновой можно по черному логотипу JAC и такой же черной решетке радиатора — в дорожном потоке это легко заметить.

Габаритные размеры грузовой платформы JAC T9 TDi составляют 1520×1590×470 мм. По двум из трех параметров автомобиль можно сравнить с конкурентами, однако ширина – ключевое преимущество модели «Тэ Девятого». На платформу помещается поддон или паллета, в том числе финская, которая превосходит стандартные по ширине на 20 см. Также здесь можно разместить небольшой квадроцикл вместе с мопедом. Стальные дуги выполняют функцию элемента пассивной безопасности при опрокидывании. Кроме того, владельцу JAC не потребуется приобретать дополнительное антивандальное покрытие для днища и бортов, так как они предусмотрены изначально. Для фиксации груза предусмотрены четыре крепежные петли.

Откидной борт с электрическим замком рассчитан на нагрузку до 250 кг — мы с легкостью поднимались на него вдвоем. Однако погрузочная высота несколько велика (890 мм), что потребует дополнительных усилий при загрузке громоздких и тяжелых грузов. Нам продемонстрировали несколько надстроек, которые будут доступны для приобретения. Особое внимание привлекла трехсекционная металлическая крышка с резиновыми уплотнителями. Она изготовлена отечественным производителем и выполнена в целом качественно, но на угловых сварных швах заметны не отполированные швы, что сразу бросается в глаза. Под днищем багажного отделения расположен запасной автомобиль. Также установлен сертифицированный фаркоп, позволяющий буксировать прицеп массой до 3,5 тонны.

Черный салон, знакомые приборы

В двухрядной кабине, выполненной в монохромном черном цвете, не предусмотрено никаких изменений по сравнению с бензиновой версией. Рулевое колесо осталось прежним – двухспицевое, с удобными на ощупь кнопками. После получаса вождения вы будете интуитивно управлять ими. Логотип JAC на центральной части «баранки» выполнен не в современной интерпретации, которая используется с 2024 года, а в предыдущей. Однако это не говорит о том, что автомобиль устарел или относится к позапрошлым годам выпуска. По словам представителей компании, коммерческие модели бренда до сих пор оснащаются именно таким логотипом. На руле предусмотрены три режима настройки. Наиболее информативная обратная связь доступна в режиме «спорт». Регулировка положения руля осуществляется только по вертикали, отсутствует продольная настройка. В дверных картах использованы мягкие материалы отделки, а большая часть передней панели выполнена из эластичного пластика.

«Приборка» оснащена 7-дюймовым дисплеем. Переключение между двумя доступными темами осуществляется при помощи кнопки со звездочкой, расположенной справа на рулевом колесе. В центре находится вертикальный 10,4-дюймовый сенсорный экран с увеличенной яркостью и повышенной чувствительностью. В целом он функционирует хорошо, однако при попадании прямых солнечных лучей может создавать блики. На экран транслируется изображение с совместимых устройств через Apple CarPlay и Android Auto. Также предусмотрена камера заднего вида.

Под монитором расположены физические элементы управления системой вентиляции и кондиционирования, а также кнопка аварийного режима. Ниже предусмотрено место для беспроводной зарядки смартфона мощностью 50 Вт. Чтобы предотвратить перегрев телефона, применена специальная накладка, предназначенная для рассеивания тепла. В салоне имеется несколько USB-портов с током 2,4 А: два спереди (левый порт предназначен для подключения мультимедийных устройств, при этом сохраняется возможность зарядки) и еще пара сзади, включая порт Type-C мощностью 60 Вт. Всего установлено шесть подушек безопасности: две спереди, две в креслах и две шторки. Лобовое стекло не имеет обогрева, в водительском козырьке отсутствует зеркало, а зеркало, встроенное в козырек переднего пассажира, не оснащено подсветкой. На потолке, над этим козырьком, расположена кнопка «Глонасс». Присутствует люк – электрический.

Для соответствия современным тенденциям был применен изящный селектор коробки переключения передач, в котором для активации режима «Паркинг» предусмотрена кнопка, расположенная с левой стороны.

Водительское место не вызывает серьезных нареканий в отношении продуманности: ключевые элементы управления расположены в пределах досягаемости. Сиденье оснащено шестью электрорегулировками, что позволяет достаточно легко настроить его под индивидуальные предпочтения, хотя подушка и кажется несколько коротковатой. Для переднего пассажира электрических регулировок на две меньше. Задний ряд можно охарактеризовать как стандартный. Пол там практически ровный, предусмотрен откидной подлокотник с подстаканниками, дефлекторы вентиляции и USB-порты. Спинка не регулируется, подогрева нет, а также отсутствуют боковые ручки, что может создать определенные трудности при движении по бездорожью.

Рама, «понижайка» и тракторный рык

В качестве силового агрегата JAC T9 TDi установлен 2-литровый 16-клапанный турбодизель HFC4DB2 мощностью 163 л.с. (крутящий момент 410 Нм), оснащенный чугунным блоком цилиндров и цепным приводом распределительного вала. Двигатель Dongfeng DF6, также с рабочим объемом 2,3 литра, демонстрирует аналогичную мощность, в то время как 2-литровый Foton Tunland G7 имеет на одну «лошадь» меньшую отдачу. Этот двигатель настроен на обеспечение высокой мощности, хорошей тяги и повышенной проходимости (диаметр цилиндров – 83 мм, ход поршня – 92,4 мм). Топливная система использует рампу с непосредственным впрыском при давлении 2000 бар (что выше стандартных 1600—1800 бар, принятых в сегменте пикапов). Наличие предпускового подогревателя является значительным преимуществом, особенно для эксплуатации в условиях российского климата. Дизельный двигатель работает в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF, аналогично 2-литровому бензиновому варианту. Объем топливного бака составляет 76 литров, а умеренный расход топлива (8-9 литров) позволяет преодолевать значительные расстояния.

В ходе проведенного теста была проведена оценка динамических характеристик бензиновой и дизельной версий JAC T9. Разгон, как при использовании одной педали, так и при использовании двух, показал явное преимущество дизельной модификации: по результатам измерений, бензиновая версия на полторы-две секунды быстрее. Бензиновый вариант отличается более чувствительным откликом на нажатие педали газа и не сопровождается характерным дизельным шумом под капотом. Однако, по мере увеличения скорости, JAC T9 TDi демонстрирует более сбалансированные показатели – затяжные обгоны вполне осуществимы, хотя максимальная мощность дизельному двигателю не всегда достаточна.

Дизельный пикап обеспечивает доступность тяги начиная с 1500 оборотов, и ее можно использовать почти в любых условиях вождения. Если динамики недостаточно, всегда можно переключить режим Drive Mode с Normal в Sport. После этого тахометр мгновенно покажет увеличение оборотов на 400-500 единиц, и автомобиль тронется с заметно большей скоростью. Жаль, что производитель не уделил внимания вибрациям крышки капота. Она дрожит, и для этого автомобилю совсем не обязательно двигаться быстро.

Переключение передач в классическом автомате происходит плавно и почти не ощущается, на городских дорогах система корректно выбирает подходящую скорость, а при обгоне на трассе передачи понижаются быстро и без задержек. Подрулевые лепестки на T9 TDi не предусмотрены, и в данной конфигурации они не требуются. Так же, как и в большинстве ситуаций нет необходимости использовать ручной режим. В большинстве случаев управление дизельным пикапом сводится к простой формуле: «нажал – и поехал». Сначала нас удивили настройки задней подвески: передняя часть автомобиля комфортно преодолевала неровности, а вот задняя часть заметно подпрыгивала. Вскоре выяснилось, что на тестовом автомобиле были установлены шины Giti с высоким протектором, в которых было избыточное давление в 0,4 бара. Кроме того, грузовой отсек был пуст – задняя часть автомобиля постоянно подбрасывалась.

Для движения по асфальтовому покрытию предусмотрен режим 2H. Опыт эксплуатации свидетельствует о том, что его достаточно даже на обледенелой дороге, поскольку электроника автоматически компенсирует факторы, способные отклонить автомобиль от прямолинейного курса. При необходимости (на скорости до 60 км/ч) можно переключиться в режим внедорожного движения 4H, при этом система ESP отключается. Если требуется повысить тяговое усилие, необходимо перейти в режим 4L. Мы прошли значительное расстояние по горной дороге – то новой, то старинной, узкой и изрытой ухабами – но активировали этот режим лишь однажды, чтобы пересечь вброд горную реку.

Процесс действий хорошо известен: остановка, положение «нейтраль», включение пониженной передачи (коэффициент 2,48:1), переключение в режим ручного управления. Внедорожник начинает движение, подобно попкорну на сковороде: он медленно трогается с места на первой передаче, и эффективно функционирует система плавного спуска с горы. Ощущается, как крупные колеса, предназначенные для бездорожья, в воде «выравнивают» камни, захватывают, задевают, снова перебираются. Тяга стабильная, постоянный звук дизельного двигателя, требуется лишь корректировать рулевым колесом направление движения (чувствительность рулевого управления настраивается через меню мультимедиа). Признаться, это увлекательное занятие, особенно когда знаешь, что путь безопасен, на трассе нет ям и водных препятствий — прокладка маршрута была выполнена заранее, тщательно и организованно.

Для преодоления труднопроходимых участков используется усиленная рама, включающая два продольных лонжерона и девять поперечных элементов. Это обеспечивает большую жесткость на скручивание. Благодаря этому поездка становится комфортнее даже на неровных дорогах, а сама конструкция отличается долговечностью. Раздаточная коробка поставляется от компании BorgWarner, причем, как уже отмечалось, она, подобно двигателю, изначально защищена металлическим щитом, поэтому дилер не сможет предложить ее как дополнительную опцию. Самоблокирующийся задний дифференциал – разработка известной компании Eaton. Уже при небольшом пробуксовке одного из задних колес активируется полная блокировка задней оси, что позволяет автомобилю уверенно преодолевать сложные участки. Несмотря на наличие заднего моста, подвеска обладает значительными ходами. Основные компоненты подвески (рычаги и стабилизатор) имеют большую толщину и отличаются надежностью. Максимально допустимая нагрузка на переднюю ось составляет 1310 кг. Задняя подвеска – зависимая рессорная с гидравлическими амортизаторами, она более прочная и рассчитана на нагрузку до 1950 кг. Для управления можно выбрать один из четырех режимов: «Нормальный», «Спортивный», «Экономичный» и «Снег». Последний, к слову, эффективен на песчаной поверхности.

Готовимся к локализации и заезжаем на ТТК

JAC T9 сертифицирован как бортовой грузовик с полной массой 3100 кг. В соответствии с Правилами дорожного движения, ему запрещено двигаться в левом ряду на трассе и въезжать в пределы Третьего транспортного кольца Москвы. Тем не менее, представители компании заявляют, что автомобили 2025 года выпуска классифицируются как легковые, и, следовательно, не подлежат контролю со стороны камер.

Позитивной новостью также является планируемая локализация производства JAC T9, что может способствовать повышению доступности самого популярного на текущий момент в России пикапа. О том, какое именно предприятие будет заниматься локализацией, компания не сообщает, однако есть основания полагать, что это будет одна из площадок группы «Соллерс». Подобное развитие событий вряд ли порадует конкурентов, чья популярность крайне мала.

Итак, чтобы закрепить полученные знания, кратко перечислим, в чем заключаются различия дизельной версии по сравнению с предыдущей бензиновой:

  • Стоимость дизельных автомобилей превышает аналогичные бензиновые на 110 тысяч рублей.
  • В качестве трансмиссии дизельная версия оснащена 8-ступенчатой автоматической коробкой передач производства ZF, тогда как бензиновая модель использует коробку от другого поставщика).
  • На дизельной версии с завода установлены внедорожные шины All-Terrain размером 265/60 R18, которые влияют на манёвренность: радиус поворота увеличивается до 6,5 метра, в то время как у бензиновой модификации он составляет 6,2 метра.
  • Дизельную версию можно легко идентифицировать по чёрному логотипу JAC и чёрной решётке радиатора.
  • Для облегчения запуска в холодную погоду дизельные двигатели оснащаются предпусковым подогревателем.
  • Бензиновая модификация демонстрирует более динамичный разгон (на 1,5—2 секунды быстрее), отличается большей отзывчивостью и тише в работе; дизельная версия обладает более уверенным крутящим моментом на низких оборотах (примерно с 1500 об/мин), но уступает в максимальной мощности.
  • Присутствуют шумы, в частности, с «тракторным» тембром, а также наблюдается вибрация крышки капота на тестовых дизельных моделях.

В заключительной части обзора мы сопоставим технические параметры дизельных модификаций ключевых соперников JAC T9.

Характеристика JAC T9 Foton Tunland G7 Sollers ST8 Dongfeng DF6 GWM Poer
Габариты (Д×Ш×В), мм 5330×1965×1880 5340×1880×1830 5325×1880×1830 5310×1850×1810 5416×1947×1884
Колёсная база, мм 3110 3110 3090 3150 3230
Снаряжённая масса, кг 2055 2075 1940 2000—2015 2265
Тип кабины двухрядная двухрядная двухрядная двухрядная двухрядная
Грузовая платформа (Д×Ш×В), мм 1520×1590×470 1520×1580×440 1520×1520×470 1520×1520×475 1520×1520×538
Привод полный полный полный полный полный
Дорожный просвет, мм 210 210 210 220 232
Количество цветов кузова 7 7 8 7 5
Размерность шин 265/60 R18 265/60 R18 265/60 R18 255/70 R16 265/60 R18
Передняя подвеска независимая, двойные рычаги независимая, двойные рычаги независимая, двойные рычаги независимая, двойные рычаги независимая, двойные рычаги
Задняя подвеска зависимая, рессоры с амортизаторами рессорная с амортизаторами неразрезной мост, полуэллиптические рессоры зависимая, продольные рессоры зависимая, рессорная с амортизаторами
Двигатель, л 2,0 2,0 2,0 2,3 2,4
Мощность, л.с. 163 162 136 163 184
Крутящий момент, Н·м 410 390 320 380 480
Трансмиссия 8-АКПП 8-АКПП 6-МКПП 6-МКПП / 8-АКПП 9-АКПП
Объём бака, л 76 76 76 73 78
Количество комплектаций 1 3 2 2 1
Цена, млн ₽ 3,75 2,90 2,90 2,90 4,00