Creative Sound Blaster — это имя, которое ассоциируется с компьютерным звуком. Первая модель Sound Blaster 1.0 появилась в 1989 году, после чего компания выпускала знаковые серии устройств: Live!, Audigy, X-Fi. Количество предложений на рынке выросло, появились альтернативы. Продукты Creative не стали «негласным стандартом», но качество сохранилось. В 2017 году вышла звуковая карта Creative Sound BlasterX AE-5, которая получила положительные отзывы любителей хорошего звука.
Компания развивает серию внутренних PCIe-карт AE и две линейки внешних устройств: X — для ценителей звука, G — для ценителей звука и геймеров. Оба направления разрабатываются параллельно. У новинки Creative Sound Blaster G8 есть «старшая сестра» — Sound Blaster X5. В последней упор сделан на аудиофильские штучки: балансные выходы для наушников и два ЦАП Cirrus Logic CS43198 вместо одного. В G8 реализована возможность одновременного подключения всех устройств продвинутого геймера: ПК, консоли, мобильного телефона и телевизора.
Модель Sound Blaster G8 оснащена двумя портами USB-C, входами и выходами S/PDIF (оптические), линейными входами и выходами на миниджеках 3,5 мм, а также HDMI Arc с декодером Dolby Digital. Доступны разъемы для подключения микрофона и гарнитуры/наушников. Сохранены ключевые преимущества всей линейки: поддержка разрешения до 32 бит/384 кГц, фирменный дискретный двухканальный усилитель наушников Xamp и возможность подключения наушников с диапазоном сопротивления от 16 до 600 Ом.
Приложение Creative App открывает пользователям массу возможностей для настройки звучания устройства: от 10-полосного эквалайзера с предустановками (включая те, разработанные специально для популярных игр) до режима Scout Mode, усиливающего в играх важные звуковые сигналы, например шаги. Для микрофонов также доступны настройки, включая систему шумоподавления и собственный эквалайзер. Таким образом, стримерам и создателям контента предложено всё необходимое. Важно отметить, что у «аудиофильской» Sound Blaster X5 такие возможности тоже присутствуют — производитель не ограничил использование «игровых» функций в «неигровом» устройстве, за что ему заслуженное уважение.
Разделение на геймерские/аудиофильские устройства здесь скорее условное.
Говорят о особенностях подключения и наличии дополнительных преимуществ, таких как два ЦАП или балансные выходы, что влияет на стоимость. Можно играть с Sound Blaster X5, а героиню сегодняшнего обзора Sound Blaster G8 использовать для медиацентра. Это максимально универсальное устройство, легко адаптируемое под разные сценарии эксплуатации, о чём мы сейчас убедимся.
Заявленные технические характеристики
Частота дискретизации | до 32 бит |
---|---|
Частота семплирования | до 384 кГц |
Разрешение при записи | до 192 кГц / 32 бит |
Поддержка DSD | DoP128 |
Гармонические искажения + шум (ЦАП) | 0,00018% |
Динамический диапазон (ЦАП) | 130 дБ |
Гармонические искажения + шум (АЦП) | 0,00056% |
Динамический диапазон (АЦП) | 114 дБ |
Подключение | выход S/PDIF (оптический) вход S/PDIF (оптический) линейный вход (миниджек 3,5 мм) микрофонный вход (миниджек 3,5 мм) разъем для гарнитуры (4-контактный миниджек 3,5 мм) HDMI Arc 2×USB Type C |
Выходной импеданс (наушники) | 1 Ом |
Размеры | 126×91×52 мм |
Масса | 265 г |
Стоимость | 22 500 ₽ на момент тестирования |
Упаковка и комплектация
Звуковая карта Creative Sound Blaster G8 поставляется в картонной коробке с откидной крышкой, на которой изображены устройство, его описание и логотипы технологий. Внутри два ложемента из картона надежно удерживают карту сверху и снизу, гарантируя сохранность при транспортировке.
в

Комплект поставки состоит из устройства, двух кабелей USB-C — USB-C длиной 1,5 метра и документации.

Дизайн
Дизайн Sound Blaster G8 удивительно сдержан для игровой периферии — больше похож на устройство для профессионального использования, нежели на геймерское.

Геометрическая форма корпуса и светящийся логотип внизу справа – единственные отсылки к его «происхождению». Светящийся логотип, которого нельзя выключить, может беспокоить из-за постоянного свечения в полумраке. Корпус выполнен из матового пластика, имитирующего металл, и устойчив к загрязнениям. Сзади расположена панель подключения, подробности которой будут рассмотрены далее.

Задняя часть корпуса имеет выпуклую конструкцию, которая облегчает работу с вращаемыми регуляторами и клавишами при размещении звуковой карты на поверхности стола.


В нижней части находятся две резиновые прокладки, гарантирующие надежное положение устройства на ровной поверхности.

Конструкция
Разработчики Creative Sound Blaster G8, вероятно, не предполагали, что кто-нибудь попытается разобрать устройство: корпус собран с большим количеством клея и защелок. Тем не менее, добраться до его внутренностей удалось. Внутри обнаружились основная плата и подключенная через шлейф плата меньшего размера, на которую вынесены разъемы. Различия «начинки» с Creative Sound BlasterX G6 минимальны. Главное нововведение — дополнительные порты для подключения источников и средства управления ими. В центре платы находится дискретный усилитель для наушников на транзисторах.

В качестве ЦАП используется не Cirrus Logic. CS43131Звуковая карта, установленная в Creative Sound BlasterX G6, отличается некоторыми нововведениями, сохраняя при этом схожие характеристики. CS43198Звук обрабатывает DSP-процессор SBAxx1. В роли АЦП снова выступает Cirrus Logic. CS5361.



Рассмотрим обратную сторону платы. В некоторых местах монтаж выполнено несколько неопрятно, однако в целом это не критично.

Из интересного тут микроконтроллер LPC1810FET100 производства NXP Semiconductors и память Winbond 25Q40CLSNIGВ недорогих китайских мобильных телефонах иногда можно встретить ЦАП KT02H20 — вероятно, его используют как дополнительный для второго подключения.



Подключение и эксплуатация
В изобилии доступных вариантов подключения — одна из главных особенностей Sound Blaster G8. Давайте рассмотрим их подробнее. Прежде всего обратим внимание на заднюю панель с расположенными там разъемами и переключателями.
- разъем HDMI Arc
- два разъема USB-C
- вход и выход S/PDIF (оптические)
- переключатель* входов S/PDIF и HDMI
- переключатель уровня предусиления для наушников
- линейный вход и выход (миниджеки 3,5 мм)
Нельзя одновременно использовать оптический вход и HDMI; нужно выбрать один из них.

На передней панели расположены два миниджека: для микрофона и гарнитуры. В последний можно подключить как обычные наушники, так и гарнитуру с 4-контактным разъемом. Там же находится светодиодный индикатор работы декодера Dolby Digital. Встроенный усилитель Xamp может обеспечить работоспособность наушников сопротивлением от 16 до 600 Ом. В ходе тестирования все доступные наушники — от бюджетных китайских моделей до Beyerdynamic DT 990 Pro с импедансом 250 Ом — подключались к прибору без проблем. Положение переключателя гейна оставалось на L, что подходит для большинства моделей.

Прежде чем приступить к описанию настроек, отметим, что к Creative Sound Blaster G8 можно подключить различные устройства: от смартфонов до телевизоров. Для наглядности обратимся к инструкции по эксплуатации, которая содержит иллюстрации всех основных способов подключения.

Два отдельных порта USB — самое интересное здесь. Creative Sound Blaster G8 по сути — две отдельные звуковые карты, которые могут передавать звук в одно устройство воспроизведения — колонки или наушники. Таким образом можно подключить два разных устройства: компьютер и смартфон, например. На последнем можно запустить чат для общения с другими игроками. В ходе тестирования понравилось подключать смартфон и запускать на нем фоновую музыку из стриминга, а с компьютера получать только звуки игровых событий.
Все это реализуемо и с помощью виртуального микшера операционной системы, но так удобнее. Возможна управляемая воспроизведением с экрана смартфона и соотношением громкости двух источников с помощью «крутилки» Game/Voice на верхней панели звуковой карты. Можно подключить оба разъема к одному ПК. Sound Blaster G8 определяется как два отдельных устройства, которые можно выбрать для обработки звука в разных приложениях: игра и мессенджер.

При этом стоит учитывать, что второй порт «урезанный» — максимальное разрешение там 24 бит/96 кГц, а Direct-режима нет. Еще важно: через первый USB осуществляется питание устройства, поэтому, если сценарий эксплуатации не предусматривает его использование (такие варианты есть), потребуется подключить блок питания. Вновь обратимся к иллюстрациям из инструкции, где показаны различные комплекты оборудования и способы взаимодействия Sound Blaster G8 с ними.




Необходимо отдельно упомянуть подключение игровых приставок: сначала к телевизору через HDMI для получения наилучшего качества изображения. Затем звук с телевизора передать на звуковую карту через HDMI ARC. При этом предпочтительно, чтобы источник звука выдавал Dolby Digital, а телевизор умел пропускать его без изменений в режиме passthrough — тогда сигнал дойдет до Sound Blaster G8 и будет обработан.
В результате появится возможность регулировать громкость с помощью пульта телевизора – это преимущество важное, поскольку на карте отсутствуют отдельные регуляторы для сигналов с разных входов; все они сосредоточены в канале Game.
Управление геймами доступно только через приложение. Можно поставить медиаплеер вместо игровой приставки – всё будет работать так же, что подтверждает универсальность тестируемой звуковой карты.
Чтобы воспользоваться настройками и расширенными возможностями Creative Sound Blaster G8, необходимо установить ПО Creative App. Его можно скачать с официального сайта производителя. По состоянию на момент подготовки обзора доступна версия для Windows, поддержка Mac OS ожидается в 1 квартале 2025 года. После установки программа проверяет наличие обновлений и предлагает их установить при необходимости.

Переходим на главный экран. В левой колонке доступно основное меню, выбор наушников или акустики, а также регуляторы громкости. По центру расположены модули выбора различных опций. О режиме Direct Mode: в нем звук не подвергается дополнительной обработке, поэтому карта демонстрирует максимум своего потенциала в плане качества звучания. Учитывать его наличие обязательно. При этом необходимо понимать, что дополнительные входы и возможность переключения между каналами Game/Voice также недоступны.

Верхний модуль назван «звуковой режим». Нажатие на него перенаправляет пользователя на страницу для выбора и настройки всех доступных параметров.

Производитель предоставляет широкий выбор готовых профилей для разных задач и известных игр.

Можно создать собственный вариант, поскольку список охватывает все имеющиеся функции, позволяя сразу же настроить все параметры.

Присваиваем нашему списку настроек имя и сохраняем его — всё готово. Важно то, что дальше активацию профиля можно осуществить «в один клик» — кнопкой на панели управления.


Каждая функция имеет собственный интерфейс для настройки. На отдельной вкладке собраны звуковые «улучшайзеры», названные Acoustic Engine. Описание каждой функции представлено на скриншоте ниже. Функция «Объемный звук» функционирует оригинально, но ждать от нее чудес не стоит — всё как обычно. В наше время существует множество виртуализаторов многоканального звука. Какой использовать и вообще использовать ли их — дело вкуса.
С тех пор, как мы познакомились с методом обработки звука Crystalizer в SoundBlaster X-Fi, прошло много времени. Тогда его рекламировали как способ «поднять качество MP3 до студийного». Разумеется, подобного результата не добиться, но субъективно он работал достаточно интересно — многим нравилось. В целом ничего особо не изменилось: скорее всего, технология развивалась, но чуда вновь не случилось. Сейчас доступ к качественным записям в без потерь форматах есть у всех желающих. Остается приобрести более-менее приличную акустику или наушники — это гораздо прямой и адекватный путь к хорошему звуку, чем любые «улучшайзеры».

Приложение оснащено полным 10-полосным эквалайзером, который будет рассмотрен далее. Настроек предназначается много, включая варианты для популярных игр.

Конечно, можно изготавливать индивидуальные настройки, присваивать им имена и прочее — здесь все предусмотрено для удобства.


Режим Scout Mode — особенность Sound Blaster G8 от Creative. Разработчики считают, что он поможет игрокам в шутерах благодаря выделению звуков шагов, перезарядки оружия и других важных событий.

Встроенный декодер Dolby Digital с функцией динамического компрессии диапазона сигнала уменьшает разницу между громкими и тихими звуками. Авторы аудиодорожек иногда делают выстрелы слишком громкими по сравнению с диалогами и остальными звуками. Включение режима «Ночь» предотвращает резкие скачки громкости, что полезно при просмотре фильмов поздним вечером. Самые тихие звуки немного усиливаются, чтобы пользователю не пришлось поднимать общую громкость.

Карта имеет собственный микшер, с помощью которого можно регулировать громкость индивидуально для каждого канала, осуществлять мониторинг сигнала с входов и менять гейн каждого входа по отдельности.

На странице управления воспроизведением регулируются частота дискретизации и разрядность звука, а также возможность вывода аудиосигнала на внешнее устройство по интерфейсу S/PDIF, что полезно для стриминга.

Есть два режима «виртуального объемного звука», о которых уже упоминалось — можно попробовать, но не стоит ожидать большого эффекта. В играх иногда интересно: с удовольствием немного побегали в Assassin’s Creed Valhalla в многоканальном режиме, но всё же вернулись в обычный Direct Mode.


Можно выбрать частоту дискретизации и разрядность записи отдельно для каждого входа. Также понятно, какой вход по умолчанию назначен основным и для связи.

В конце рассмотрим страницы управления устройством и приложением. Первая страница предназначена для обновления прошивки и драйверов, сброса настроек и обратной связи со службой поддержки. Вторая позволяет настроить язык и внешний вид, а также проверить наличие новой версии ПО.


С помощью панели на верхней поверхности корпуса можно регулировать основные параметры работы Creative Sound Blaster G8. Наиболее заметными ее элементами являются два вращающихся регулятора. Первый отвечает за баланс между каналами Game и Voice, назначение которых описано выше. Отметим еще раз, что все наименования, ссылающиеся на «игровое» использование карты — не более, чем условность. Регулятор вращается приятным усилием, в среднем положении фиксируется мягким, но четким кликом.
С правой стороны расположена крупная ручка регулятора громкости — потенциометр с ограничением угла поворота. Работает он мягко и приятно. Также можно изменять громкость в приложении Creative App, передвинув соответствующий ползунок. При повторном использовании ручки на панели управления его положение сразу меняется на заданное значение.

Внизу панели расположены три кнопки.
- SBX активирует последний выбранный в приложении «звуковой режим» — набор настроек для всех параметров, включая пользовательские.
- Режим запускает прямое функционирование, тем самым отключив все внутренние обработки.
- HP/SPK позволяет мгновенно переключаться между динамиками и наушниками.
В общем, все нужное имеется. Возможно, добавили бы кнопку отключения микрофона — тогда было бы идеально. Хорошо, что множество внешних микрофонов и гарнитур оснащены собственной кнопкой выключения звука, поэтому ее отсутствие можно исправить.
Подключение микрофона
Продолжим разговор о микрофоне. У него есть специальная вкладка в ПО с множеством настроек: шумоподавление, устранение эхо, компрессор, эквалайзер и функция изменения голоса — всё это уже давно не удивляет, но остаётся забавно использовать. Все эти функции объединены под названием CrystalVoice Technology.

В первую очередь нас интересует система шумоподавления. Давайте посмотрим, как она работает. Для этого подключим микрофон гарнитуры, не профессиональный, а направленный, чтобы было нагляднее. При этом отметим, что качество звучания голоса в данном случае в меньшей степени зависит от звуковой карты, чем от выбранного микрофона. Затем включим шум большого офиса в расположенной неподалеку акустике — с подобным Creative Sound Blaster G8 придется бороться при реальной эксплуатации. Запишем сигнал с микрофона, зачитав небольшой фрагмент текста: первый абзац без шумоподавления, затем передвинем «ползунок» в среднее значение, далее — на максимум.
- пример работы системы шумоподавления
Эффективное шумоподавление искажает голос, делая его менее естественным и разборчивым. Из-за этого лучше не переусердствовать с её использованием.
Следующая интересная опция — эквалайзер. Производитель предлагает несколько его пресетов на выбор, но по названиям сложно понять их назначение. Разобраться с этим поможет микрофон: при помощи него запишем графики АЧХ мониторной акустики. Поскольку АЧХ как микрофона, так и акустики далеки от идеала, создадим корректирующий профиль на основе получившегося графика и наложим его на исходный. В результате получим ровную линию. Далее активируем эквалайзер в приложении и наглядно увидим его воздействие на получаемый сигнал.



















Два последних предустановки рассчитаны на изменение высоты тона и скорее всего не применяются регулярно. Остальные выполняют примерно одно действие: срезают частоты ниже 200 Гц — стандартная практика для микрофонов голосового общения, позволяющая избавиться от низкочастотных шумов и «гулкости» без потери разборчивости речи. Диапазон СЧ в районе 1 кГц смещается назад, чтобы исключить «телефонный эффект».
Образуются два «горба» — в районе 300-400 Гц и 6-7 кГц. Первый может повысить субъективно воспринимаемое качество речи, второй важен для разборчивости. Характер звучания каждого пресета определяется соотношением этих двух акцентов. Частоты выше 8 кГц также вырезаются — информации для передачи речи там мало, а вот неприятных призвуков — много. Выбор пресета — вопрос вкуса и стоящей перед пользователем задачи, все они вполне годятся для использования.
Измерения и звук
Опыт показывает, что приставка «геймерский/игровой» в названии аудиоустройства обычно приводит к снижению ожиданий относительно качества звучания. Однако это не относится к представленному устройству: предыдущая модель Creative Sound BlasterX G6, имевшая такую же маркировку, продемонстрировала себя как качественное устройство с богатым звучанием. Отсутствие глобальных изменений в схеме предоставляет основание полагать, что преемница также обладает высокими возможностями.
Звучание Creative Sound Blaster G8 отличное, с хорошей детализацией как для акустики, так и наушников. В режиме Direct Mode нет искажений, музыка воспроизводится точно так, как от хорошего аудиоинтерфейса ожидается. Отключение режима не сильно портит звук. Эффективность его работы зависит от подбора пресетов и навыков пользователя при ручной настройке.
Проведем измерения в программе RightMark Audio Analyzer версии 6.3.0. Отметим, что данные приводятся лишь как иллюстрации, делать по ним однозначные выводы о качестве устройства не стоит. На результаты измерений влияют множество факторов, включая выбранный уровень громкости.
Разница между оценками «очень хорошо» и «отлично», например, часто составляет доли процента, ее невозможно услышать. Измерения и графики могут выявлять серьезные проблемы: высокий уровень искажений, заметная неравномерность АЧХ и тому подобное. Измерения проводились в режиме Direct Mode с помощью АЦП E1DA Cosmos при проводном подключении к источнику в режиме 24 бит/96 кГц. Все показатели на уровне «отлично», чего мы и ждали.
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0,02, −0,10 | Отлично |
---|---|---|
Уровень шума, дБ(А) | −122,1 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ(А) | 123,9 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0,00018 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | −96,6 | Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,00210 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −87,4 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,00261 | Отлично |
Общая оценка | Отлично |




+ шум (−3 дБ)

искажения

(переменная частота)
Работа «улучшайзеров» лучше оценивать на реальной музыке, самостоятельно решая, как меняется звук — к лучшему или нет. Взглянем же на работу эквалайзера и встроенных предустановок.













Заслуживает внимания эффективность эквалайзера и сдержанность встроенных пресетов по отношению к тональному балансу, что делает их приемлемыми для использования.
Активно рекламируемый Scout Mode, предназначенный для усиления слышимости шагов и других важных звуков в играх, достигает этого преимущественно за счет подъемов по краям воспроизводимого диапазона. В интернете множество историй о настройке «самого лучшего звука как у профессиональных киберспортсменов», в том числе с помощью встроенного в Windows эквалайзера. Предлагается делать там примерно то же самое, поэтому какая-то польза при игре в динамичные шутеры, по всей видимости, есть. Отдельный режим внутри ПО звуковой карты удобен тем, что не нужно «копаться» в настройках и можно активировать требуемый звуковой профиль с помощью «горячих» клавиш.

Итоги
Звуковая карта Creative Sound Blaster G8 — достойный продолжатель серии G, удовлетворяющая потребности геймеров и меломанов. Представленная как «игровая», она демонстрирует отличное качество звучания в играх и режиме воспроизведения музыки. Разработчики усовершенствовали универсальность устройства: благодаря множеству вариантов подключения его можно использовать с широким спектром устройств — от ПК и консолей до смартфонов и телевизоров. Отдельного внимания заслуживает дискретный усилитель для наушников Xamp, показавший себя в прошлых продуктах серии и перекочевавший в новый.
Разнообразие «погремушек и свистулек» велико: эквалайзеры, «улучшайзеры», виртуальный объемный звук — всё как положено геймерскому устройству. Можно выключить всё одним движением и наслаждаться хорошим звуком. Стоимость вполне адекватна — 22 500 рублей на момент подготовки обзора. Возможно, за эти деньги можно найти что-то с подобным звучанием, но с таким количеством способов подключения источников, настроек и «игровых» функций — вряд ли.