Samsung Odyssey 3D G90XF: подробный обзор 27-дюймового 3D-монитора

Основные параметры, содержимое упаковки и стоимость

Торговая марка Samsung
Модель, ссылка Odyssey 3D G90XF (LS27FG900XIXCI)
Тип матрицы IPS-матрица с использованием светодиодной (WLED) подсветкой, расположенной по краю экрана (полоса внизу
Диагональ 26,9 дюймов / 68,4 см
Отношение сторон 16:9 (596,736×335,664 мм)
Разрешение 3840×2160 пикселей (4К)
Шаг пикселей 0,1554 мм (расчет)
Яркость 350 кд/м² (типичное значение)
Контрастность статическая 1000:1
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 1 мс (от серого к серому — GTG) при разгоне
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (10 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.4
  • видео/аудиовход HDMI 2.1, 2 шт.
  • вход концентратора USB 3.1 Gen1, тип B
  • выход концентратора USB 3.1 Gen1, тип А, 2 шт.
Совместимые видеосигналы DisplayPort/HDMI: до 3840×2160/165 Гц (отчеты edid-decode: DisplayPort, HDMI)
Акустическая система встроенные громкоговорители, 2×5 Вт
Особенности
  • поддержка вывода стереоскопического изображения без использования очков
  • встроенная стереоскопическая видеокамера
  • поддержка VRR, AMD FreeSync Premium и G-Sync Compatible
  • цветовой охват 99% пространства sRGB
  • поддержка HDR10 и HDR10+ Gaming
  • игровые функции: игровые профили, увеличение яркости в тенях, экранный прицел
  • регулируемый разгон матрицы
  • отсутствие мерцания подсветки и режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • антибликовый фильтр матрицы
  • условно безрамочный дизайн
  • функции «картинка-в-картинке»
  • декоративная подсветка на нижнем торце
  • подставка: наклон 3° вперед и 15° назад, настройка высоты 0—120 мм, переворот в портретную ориентацию по и против часовой стрелки
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
Размеры (Ш×В×Г)
  • 614×542×203 мм с подставкой
  • 614×372×46 мм без подставки
Масса
  • 7,5 кг с подставкой
  • 4,7 кг без подставки
Потребляемая мощность 78 Вт максимум, 49 Вт типично, 0,5 Вт в режиме ожидания, 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50/60 Гц
Состав комплекта (требуется уточнение перед приобретением)
  • монитор
  • комплект подставки
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 19 В/4,19 А — 78 Вт; кабель 1,5 м)
  • кабель питания, 1,5 м
  • кабель HDMI, 2 м
  • кабель DisplayPort, 1,5 м
  • кабель USB (3.0), вилка типа A на тип B
  • краткое руководство пользователя
  • гарантийный талон и др. документация
Ориентировочная стоимость от 140 тысяч рублей на момент публикации обзора

Внешний вид

Внешний вид монитора отличается лаконичностью, так как отсутствуют броские декоративные элементы, что позволяет отнести его к универсальным решениям. Панели монитора и кожухи подставки выполнены из пластика с матовой серебристой отделкой. Внешняя поверхность экрана имеет зеркальную структуру. Антибликовые свойства у дисплея незначительны, хотя и присутствуют, поэтому яркие источники света могут создавать помехи при просмотре. Экран выглядит как цельная поверхность, обрамленная тонкой окантовкой. Поля матрицы невелики, примерно 7 мм до окантовки по бокам, примерно 16 мм до окантовки снизу и 6 мм сверху до узкой вставки.

Нижняя часть матрицы защищена пластиковой пленкой, а в верхней центральной области вставки находится сдвоенная стереоскопическая камера, инфракрасные диоды подсветки и индикатор, сигнализирующий о работе камеры (он слабо светится красным цветом во время съемки).

На нижней поверхности, по центру, расположена вставка из прозрачного, тонированного пластика, на которой размещен логотип и индикатор состояния.

Задняя панель содержит разъемы питания и интерфейсы, расположенные в углублении и обращенные в заднюю сторону. Рядом находится пятипозиционный джойстик, обеспечивающий отклонение в четырех направлениях и возможность нажатия. Подключение кабелей к этим разъемам достаточно простое. Кабели, выходящие из разъемов, могут быть проложены через отверстие в стойке подставки, что позволяет сделать заднюю часть монитора более аккуратной.

Вентиляционные решетки расположены в верхней части задней панели и на нижней грани. Ниже, за решетками, смещенными от центра, находятся громкоговорители, встроенные в монитор. На нижней грани также присутствует полоска из полупрозрачного белого пластика, под которой размещены несколько RGB-светодиодов. Эта декоративная подсветка не видна с передней стороны, она лишь освещает поверхность, находящуюся под монитором. В меню настроек монитора доступен выбор статического свечения с фиксированным цветом, один из динамических режимов или режим, при котором цвета нижней части экрана повторяются.

Монитор надежно фиксируется на штатной подставке. Для изготовления несущих элементов использованы толстая штампованная сталь и алюминиевый сплав. Подставка отличается достаточно жесткой конструкцией. Резиновые накладки на основании защищают столешницу от царапин и предотвращают скольжение монитора по гладким поверхностям.

Высота стойки является неизменной, однако пружинный механизм с рельсовыми направляющими обеспечивает вертикальную регулировку узла, к которому крепится экран. Благодаря этому, экран можно расположить на желаемой высоте. Подставка позволяет изменять угол наклона экрана вперед относительно вертикали, наклонять его сильнее назад и поворачивать в портретном режиме по часовой и против часовой стрелок.

Крепление подставки к экрану осуществляется с помощью защелок, что позволяет выполнить установку одним движением. Отсоединение также происходит легко: для этого нужно удерживать механизм фиксатора. Если требуется, подставку можно отсоединить и закрепить экран на кронштейне, соответствующем стандарту VESA (площадка 100 на 100 мм).

Монитор помещен в лаконичную коробку из плотного гофрокартона, оснащенную прорезными ручками для удобства переноски. Внутри коробки для фиксации и защиты компонентов использованы вставки из пенопласта.

Коммутация

В начале статьи приведена таблица, демонстрирующая характеристики интерфейсов. Монитор оборудован тремя цифровыми портами для приема видеосигнала: DisplayPort и два порта HDMI. Также присутствует возможность отключения автоматического поиска сигнала по входам.

Аудиосигналы в цифровом формате, поступающие с указанных выше источников, преобразуются в аналоговый вид и выводятся через встроенные динамики. Качество звучания оставляет желать лучшего. Для пользователя, находящегося перед монитором, громкости достаточно, однако отсутствуют низкие частоты, а также присутствует заметный «пластиковый» призвук, вызванный резонансом корпуса. Стереоэффект, в свою очередь, достаточно хорошо выражен.

Встроенный в монитор USB-хаб обеспечивает два порта подключения.

В комплекте с монитором имеется достойный набор кабелей, хотя и не отличающийся большой длиной, выполненных в черном цвете. К сожалению, кабель USB в поставку не вошел:

Внешний блок питания обладает рядом преимуществ, таких как простая замена при поломке, но также имеет и недостатки – он может создавать неудобства, занимая место на столе или на полу).

Настройки, способы управления, адаптация к региональным особенностям, расширенные возможности и предустановленное программное обеспечение

Красный светодиодный индикатор слабо горит, когда монитор находится в режиме выключения, не активен во время работы и мигает красным в режиме ожидания. В настройках предусмотрена альтернативная опция: индикатор горит во время работы и не горит в выключенном состоянии. Монитор активируется кратким нажатием на джойстик, деактивируется – длительным нажатием. При работе монитора перемещение джойстика вверх открывает список из трех параметров изображения (Яркость, Контраст, Четкость), перемещение вниз – меню звука (регулировка громкости и отключение звука), а перемещение вправо или влево – позволяет выбрать входной сигнал.

При нажатии на джойстик на экране появляется стартовое меню, позволяющее выбрать вход, запустить пользовательскую функцию, выключить монитор и перейти к главному меню с настройками.

Меню включает в себя достаточное количество пунктов, а надписи выполнены крупным шрифтом и легко читаются (белое поле занимает всю область отображения):

Пользователь может выбрать один из нескольких вариантов для пользовательской функции, которая отображается в стартовом меню.

Интерфейс навигации продуман и удобен, а списки обладают циклической структурой. При корректировке параметров изображения основное меню скрывается, оставляя на экране только ползунок для настройки или сжатый перечень ползунков. Это упрощает оценку внесенных изменений. Предусмотрена возможность выбора времени автоматического выхода из меню. Также доступна русская версия экранного меню.

Шрифт Кириллицы отличается хорошей разборчивостью и удобочитаемостью. Качество перевода на русский язык также на высоком уровне. Подробное руководство пользователя доступно для скачивания с веб-сайта компании в формате PDF, имеется русскоязычная версия.

Среди дополнительных функций реализована «геймерская» опция, позволяющая отображать перекрестие прицела заданного типа и цвета. При этом его положение можно регулировать, смещая от центра экрана по горизонтали и вертикали.

Для настройки расположения окон на рабочем столе производитель рекомендует использовать собственную программу Easy Setting Box.

Изображение

Существует множество параметров, определяющих яркость и цветовой баланс, причем доступные опции, включая предустановленные профили изображения, зависят от выбранного режима – ПК или AV – который настраивается индивидуально для каждого видеовхода.

Для каждого конкретного случая можно подобрать оптимальный режим геометрической трансформации.

Поддерживается функция изображения в окне (PIP). При использовании режима PIP пользователь может выбрать расположение дополнительного окна (в одном из четырех углов) и определить его размер (один из двух вариантов: 1920 на 1080 или 1280 на 720 с сохранением пропорций пикселей 1:1).

В случае видеокарт Nvidia, в частности GeForce RTX, предусмотрена поддержка работы в режиме 10 бит на цвет, вывод на экран монитора происходит также в режиме 10 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

В этой модели монитора предусмотрена поддержка технологии AMD FreeSync Premium (с LFC и HDR) по входам DisplayPort и HDMI. На панели настроек видеокарты указан диапазон поддерживаемых частот: 48— 165 Гц для режимов с кадровой частотой 165 Гц. Для визуальной оценки применялся метод, описанный в соответствующей методике статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов.

Видеокартам Nvidia доступна поддержка технологии G-Sync через режим G-Sync Compatible при использовании портов DisplayPort и HDMI. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов периодически присутствует, но стабильность вывода невысокая.

При подключении к компьютеру через DisplayPort и HDMI обеспечивалась поддержка разрешения до 3840×2160 при 165 Гц кадровой частоты на вход (DisplayPort — максимум 10 бит на цвет, HDMI — максимум 12 бит ), и вывод изображения на экран также происходил с той же частотой. Данное разрешение и частота обновления обеспечивают поддержку HDR.

Для проверки работы HDR мы решили использовать официальное приложение DisplayHDR test tool, которую организация VESA рекомендует для оценки соответствия устройств отображения требованиям сертификации. Результаты оказались положительными: специальный тестовый градиент подтвердил наличие 10-битного вывода с высоким качеством. На полноэкранном белом фоне долгосрочная стабильная яркость достигает 350 кд/м², а при выводе 10% белого на черном фоне — 380 кд/м². В результате тестирования монитор показал характеристики, близкие к требованиям стандарта VESA DisplayHDR 400, включая яркость, количество оттенков и цветовой охват. При этом все параметры были установлены на заводские значения.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

На представленной микрофотографии отчетливо видна характерная для IPS структура, проявляющаяся в виде параллельных полос, и можно заметить, что каждый субпиксель разделен на два примерно одинаковых по размеру домена (темные точки представляют собой пыль, осевшую на матрице фотоаппарата):

«Отсутствие эффекта кристаллизации объясняется глянцевым покрытием экрана.

Оценка качества цветопередачи

Яркость 256 градаций серого (от черного 0, 0, 0 до белого 255, 255, 255) была измерена при гамма-коррекции, равной −2. При таком значении гамма-кривая наиболее соответствует стандартной. На представленном графике отображено изменение яркости между последовательными полутонами (не абсолютные величины:

Увеличение яркости происходит достаточно плавно. Практически каждый последующий оттенок заметно отличается от предыдущего по яркости. Лишь в самой темной области два оттенка серого сложно различить, что не является критичным. Однако другие оттенки в затененных областях хорошо различимы, и это важно для игрового монитора:

Оценка гамма-кривой выявила значение 2,18, что сопоставимо с общепринятым показателем 2,2. Однако фактическая гамма-кривая незначительно отличается от аппроксимированной функции, описываемой степенной зависимостью:

Для корректировки гамма-кривой можно изменять её параметры, используя различные значения.

С помощью дополнительных параметров, таких как Эквалайзер черного (значения от 0 до 10 с шагом 1, по умолчанию 5) или Детали теней (значения от −5 до +5 с шагом 1, по умолчанию 0), можно отрегулировать гамма-кривую, что позволит улучшить или ухудшить визуализацию деталей в тенях. Первый параметр может оказаться полезным в играх с затемненными игровыми сценами. Ниже представлены гамма-кривые при использовании крайних значений этих настроек:

И фрагмент в тенях:

Сохраняются исходные значения чёрного и белого, что является положительным моментом. Обе функции функционируют идентично.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват превосходит стандарт sRGB (покрытие 99%, объем 125):

При использовании режима Авто для регулировки цветового пространства, в случае получения сигнала SDR, цветовой охват ограничивается пределами sRGB:

Представлен график белого поля (выраженный белой линией), на котором отображены спектры красного, зеленого и синего полей (соответствующие цветные линии) при исходном цветовом диапазоне:

Благодаря четкому разделению компонентов, отвечающих основным цветам, достигается широкая цветовая гамма. Однако, при использовании профиля sRGB с максимальной коррекцией, цветовой охват снижается из-за выраженного перекрестного смешивания компонентов:

Следует учитывать, что изображения, оптимизированные для устройств sRGB, могут выглядеть чрезмерно насыщенными на экранах с расширенным цветовым диапазоном, если не проведена соответствующая коррекция цвета. Однако, в современных операционных системах, таких как Windows, и/или в специализированном программном обеспечении для обработки изображений, система управления цветом позволяет добиться необходимой корректировки. К примеру, можно использовать цветовой профиль, был получен нами в процессе тестирования с использованием программного обеспечения DisplayCAL. В большинстве случаев для корректировки цвета будет достаточно выбрать предустановку «Авто.

На представленных графиках отображена цветовая температура в разных зонах шкалы серого, а также изменение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) без внесения каких-либо изменений (Без корр.) и после корректировки цветового баланса (0/−5/−18, что соответствует усилению красного, зеленого и синего цветов — Корр.):

Диапазон, наиболее близкий к черному, можно исключить из рассмотрения, поскольку в нем качество цветопередачи не является критичным, а точность измерения цветовых параметров снижается. В обоих случаях цветовой баланс остается удовлетворительным, благодаря тому, что цветовая температура находится вблизи эталонных значений 6500 К и отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается приемлемым показателем. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. Видно, что простой корректировкой цветовой баланс не удается значительно улучшить из-за вариации цветовой температуры и ΔE.

Определение однородности черных и белых участков изображения, оценка яркости и анализ потребления энергии

Яркость измерялась в 25 точках экрана, интервал между которыми составлял 1/6 ширины и высоты (границы экрана не учитывались). Настройки монитора были установлены на максимальную яркость и контрастность в режиме SDR. Контрастность определялась как соотношение яркости в каждой из измеряемых точек. Динамическая регулировка яркости была деактивирована для проведения данного теста.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,54 кд/м² −19 21
Яркость белого поля 560 кд/м² −8,1 10
Контрастность 1050:1 −22 14

Белый цвет распределен достаточно равномерно, однако черного и, как следствие, контрастности значительно меньше. Для матриц такого типа контрастность соответствует современным стандартам. Визуально заметно, что черное поле местами, преимущественно по краям, слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

При активации режимов с динамической регулировкой яркости контрастность фактически увеличивается до максимального значения, поскольку на черном экране подсветка практически мгновенно отключается. При этом используется умеренно выраженная зональная динамическая подсветка, организованная вертикальными областями (светодиодная подсветка расположена в нижней части экрана), и время ее отклика достаточно быстрое. Зональная подсветка, как правило, наиболее эффективна при воспроизведении HDR-контента, поскольку позволяет локально увеличивать яркость и уменьшать яркость темных участков изображения, однако в данном случае ее эффективность ограничена регулировкой яркости по всей вертикали, от низа до верха.

Максимальная яркость белого участка в центре дисплея и энергопотребление от сети (при условии, что остальные параметры настроены для достижения максимальной яркости изображения в SDR, а функция автоматической регулировки яркости отключена):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
50 594 51,0
25 318 37,7
0 30 25,7

В режиме ожидания и в состоянии, когда он как будто выключен, монитор расходует приблизительно 0,3 Вт.

Регулировка яркости монитора влияет на интенсивность подсветки, не затрагивая при этом качество картинки – контрастность и число оттенков остаются прежними. Благодаря этому диапазон регулировки яркости достаточно велик, что позволяет комфортно работать и просматривать фильмы как при ярком, так и в условиях недостаточного освещения.

При любом значении яркости отсутствует модуляция подсветки, что позволяет избежать видимого мерцания экрана. Для тех, кто знаком с этим обозначением, сообщаем: ШИМ не используется. В качестве подтверждения мы представляем графики, демонстрирующие зависимость яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных настройках яркости:

Установление параметров времени отклика и задержки вывода

На время отклика влияет соответствующая настройка, определяющая степень разгона матрицы. В нижней диаграмме показано, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбцы «вкл.» и «выкл.»), а также среднее время отклика для переходов между полутонами (столбцы GTG):

Представлены графики, демонстрирующие плавный переход от полутонов, соответствующих 70%, к оттенкам 90% и обратно, при разных значениях рассматриваемой настройки. На графиках по вертикальной оси отображена яркость, по горизонтальной — время, и для удобства восприятия они расположены последовательно):

Поскольку артефакты становятся весьма заметными при максимальном разгоне, мы склоняемся к выбору варианта «Быстрее». Тем не менее, даже без разгона производительности матрицы, на наш взгляд, вполне хватает для обеспечения высокой частоты кадров в современных играх.

Рассмотрим взаимосвязь яркости при последовательном чередовании белого и черного изображения 165 Гц кадровой частоты (график с подписью 165 Гц):

Видно, что при 165 Гц чередования максимальная яркость белого кадра гораздо выше уровня 90% белого, а минимальная яркость черного кадра практически равна черному в статике. Амплитуда изменения яркости значительно выше 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 165 Гц.

Чтобы продемонстрировать, что подразумевается под таким значением скорости матрицы на практике, и какие артефакты могут возникнуть при её разгоне, приведём серию изображений, сделанных с помощью движущейся камеры. Эти снимки позволяют понять, какое изображение воспринимает человек, отслеживающий взглядом объект на экране. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались предписанные параметры, включая скорость движения 960 пиксель/с для частот обновления 60 и 120 Гц или 990 пиксель/с для 165 Гц, что означает сдвиг на целое число пикселей в каждом кадре), выдержка 1/15 с. На фотографиях представлен диапазон значений частоты обновления и информация о поддержке технологии разгона (ODx; x в диапазоне от 0 до 2).

При прочих неизменных факторах, увеличение частоты обновления и разгон улучшают качество картинки, однако при максимальном разгоне появляются заметные артефакты.

Попробуем представить, что произошло бы, если бы существовала матрица с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей (скорость 960 пиксель/с), при 165 Гц — на 6 пикселей (скорость 990 пиксель/с). Это происходит из-за того, что фокус зрения перемещается с определенной скоростью, в то время как изображение объекта отображается на экране в течение 1/60, 1/120 или 1/165 секунды. Чтобы продемонстрировать это, мы создадим имитацию размытия на указанное количество пикселей:

Даже без повышения частоты обновления изображение демонстрирует такую же четкость, как и при использовании матрицы с оптимальными характеристиками.

Мы измеряли общее время ожидания, которое проходит от момента переключения страниц видеопамяти до начала отображения изображения на экране (следует помнить, что этот показатель зависит от особенностей функционирования операционной системы Windows и видеокарты, а не только от монитора). Время отображения изображения при 165 Гц равна 9 мс. Задержка незначительная, при работе с компьютером практически не заметна, а в быстроразвивающихся играх не скажется на производительности.

Измерение углов обзора

Для определения влияния угла обзора на яркость дисплея, мы осуществили измерения яркости черного, белого и различных оттенков серого в центральной области экрана. Измерения проводились при различных углах отклонения от перпендикуляра к поверхности экрана, причем ось датчика отклонялась в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлениях (от центра к углам в формате 16:9.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное 30°
Горизонтальное 32°
Диагональное 30°

Углы обзора при уменьшении яркости ограничены. Уже при отклонении в 20° от перпендикуляра к экрану яркость черного поля начинает значительно увеличиваться в диагональном направлении, достигая примерно 5,8% от максимальной яркости белого поля. Это весьма существенное значение, даже для матриц типа IPS. Если зритель находится на небольшом расстоянии от экрана, то черное поле по углам будет казаться заметно светлее, чем в центре, сохраняя при этом нейтральный серый оттенок. При диагональном отклонении контрастность снижается ниже 10:1 при угле в 74°.

Для оценки изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения, охватившие белые, серые (127, 127, 127), красные, зеленые и синие, а также светло-красные, светло-зеленые и светло-синие области, занимающие весь экран. Измерения выполнялись с использованием установки, аналогичной той, что применялась в предыдущем тестировании. Диапазон углов составлял от 0° (датчик расположен перпендикулярно экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные показатели интенсивности были преобразованы в ΔE относительно начального замера каждого поля при перпендикулярном расположении датчика к экрану. Результаты приведены ниже:

Для определения эталонного значения можно использовать отклонение в 45 градусов, что может оказаться уместным, к примеру, если изображение на экране просматривают одновременно два человека. Значение ΔE, меньшее 3, можно принять в качестве критерия корректности цветопередачи. Цветовая стабильность удовлетворительная, хотя для матриц типа IPS она обычно выше.

Работа в стереоскопическом (3D) режиме

В предыдущем обзоре мы рассмотрели Samsung Odyssey 3D G90XF как обычный игровой монитор, использующий панель типа IPS. Исходя из этого, можно сказать, что это представитель современного сегмента высококлассных игровых мониторов. Главной отличительной чертой данной модели является поддержка стереоскопического режима, который в маркетинговых материалах часто называют 3D-режимом. Напомним, что стереоскопическое изображение создается путем формирования отдельных изображений для каждого глаза, в которых положение и перспектива объектов различаются в зависимости от их удаленности от зрителя. В результате мозг воспринимает объемное стереоскопическое изображение. Как следует из предоставленной информации, формирование двух изображений для каждого глаза обеспечивается цилиндрическими микролинзами, размещенными перед ЖК-матрицей:

Это позволяет формировать стереоскопическое изображение без необходимости использования очков. Важно подчеркнуть, что применение микролинз незначительно влияет на качество воспроизведения обычного двухмерного изображения, за исключением случаев, когда изображение просматривается под значительными углами, где может быть заметна небольшая диагональная структура. Для того чтобы зритель имел возможность свободно располагаться перед экраном, специальное программное обеспечение Odyssey 3D Hub, используя стереоскопическую видеокамеру, расположенную на мониторе, отслеживает положение глаз и соответствующим образом корректирует изображение для каждого глаза.

У этой технологии можно выделить два существенных минуса. Прежде всего, трехмерное изображение формируется только для одного человека. Кроме того, необходимо использовать специальное программное обеспечение. Однако, для просмотра не требуются очки! Для достижения оптимального качества производитель советует зрителю занимать такую позицию, чтобы его глаза находились на уровне верхней границы экрана и на расстоянии от 55 до 95 см (идеально — 70 см), предпочтительно выравнивать по центру по горизонтали, но допустимы отклонения до 25 градусов вправо или влево.

Информация о приложении Odyssey 3D Hub и перечень поддерживаемых 3D-игр можно найти на сайте Samsung.com или в магазине Microsoft Store. Установленную совместимую игру нужно зарегистрировать в приложении Odyssey 3D Hub и запускать из него. Также возможен запуск игры со специальным ключом без предварительной регистрации.

Мы провели тестирование совместимости игры, используя в качестве примера The First Berserker: Khazan. С точки зрения технических характеристик присутствуют определенные ограничения. Прежде всего, микролинзы, создающие два изображения для стереоскопического эффекта, расположены в шахматном порядке (что заметно на снимке в масштабе 1:1), что приводит к снижению разрешения стереоскопического изображения по сравнению с разрешением самого монитора. Однако, запас разрешения достаточен, чтобы это не было критичным. Кроме того, разделение ракурсов не является совершенным, что проявляется при отображении объектов с высокой контрастностью. Тем не менее, общее положительное впечатление от создания эффекта третьего измерения позволяет не обращать внимания на эти недостатки. Существует даже зависимость от положения глаз – при смещении головы вправо и влево объекты незначительно сдвигаются в зависимости от расстояния до них, что дополнительно усиливает эффект присутствия.

Альтернативным способом является конвертация двумерного видеоизображения в стереоскопическое с использованием, согласно заявлению производителя, технологии искусственного интеллекта. Для выполнения данного преобразования требуются видеокарты Nvidia (предпочтительно GeForce RTX 3080 или более продвинутая модель, процессор Intel Core i7 или более мощный, AMD Ryzen 7 1700X или более современный, два модуля DDR5-5600 объемом 32 ГБ каждый, интерфейс PCIe 5.0). Эта функция доступна для полноэкранного режима в играх и при воспроизведении видео, однако результат не всегда предсказуем, и для работы с видео необходимо установить программу Odyssey 3D Hub. Мы провели тестирование подобного преобразования для видео, используя данный плеер Media Player Classic — Home Cinema (настройки плеера остаются без изменений. Изменить некоторые параметры преобразования возможно — они расположены в правом верхнем углу:

Результат нельзя назвать выдающимся. Объекты на сцене могут быть расположены от переднего плана к заднему в соответствии с правилами, однако сами они выглядят плоско или состоят из слоев, и до создания полноценного стереоскопического изображения еще далеко. Тем не менее, для придания некоторой оригинальности изначально двухмерному изображению этого достаточно.

Также предусмотрена возможность воспроизведения видео в формате горизонтальной стереопары. При запуске видео в совместимом плеере пользователь может выбрать, будет ли это обычное видео с последующим интеллектуальным преобразованием в 3D (см. выше), или горизонтальная стереопара, в этом случае ракурсы отображаются в конечном изображении без изменений:

В этой ситуации очевидно, что отсутствует поддержка вертикальной стереопары, которая встречается гораздо чаще, и это не учитывая другие доступные форматы.

Выводы

Samsung Odyssey 3D G90XF (модель LS27FG900XIXCI) не сильно отличается от других высококлассных игровых IPS-мониторов, если бы не его способность демонстрировать стереоскопическое изображение без необходимости использования специальных очков – это реализовано в наиболее удобном для пользователя формате. Разделение изображения действительно не безупречно, как и в большинстве домашних решений с очками, однако создаваемый эффект объема позволяет не замечать подобные нюансы. Монитор подходит для любых игр, даже самых требовательных, и для просмотра фильмов в обычном 2D, 3D и в режиме HDR.

Достоинства:

  • Обеспечение стереоскопической визуализации без необходимости использования очков
  • Нейтральный строгий дизайн
  • При использовании готового профиля важно обеспечить корректный цветовой баланс и полное соответствие цветовому пространству sRGB
  • Поддержка работы в режиме 10 бит на цвет
  • Есть поддержка HDR
  • Регулировка яркости подсветки доступна в широком диапазоне
  • Совместимость с технологиями AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync
  • Частота обновления 165 Гц
  • Низкая задержка вывода
  • Быстрая матрица
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы
  • Режимы картинка-в-картинке
  • Удобная и регулируемая подставка
  • Двухпортовый концентратор USB

Недостатки:

  • Для формирования стереоскопического изображения требуется специализированное программное обеспечение
  • Ограниченная совместимость с различными типами стереоскопических видеофайлов