Обновлённый Zeekr 001: попытка адаптации электромобиля.

В последние годы взгляды автопроизводителей на электромобили менялись неоднократно: от «без ДВС никуда» до «за электромобилями будущее» и обратно. Важную роль играет также страна реализации продукции. На рынке Европы электроавтомобили остаются приоритетом, в то время как крупнейший мировой рынок — США — не спешит полностью заменять ДВС. Вместо этого там аккуратнее выводят мощные прожорливые V8 из-под капотов, предлагая потребителю более современные турбонадутые моторы меньшего объёма. Tesla и гибридные автомобили, такие как Prius, пользуются спросом у горожан, но полный отказ от машин с двигателями на ископаемом топливе пока не обсуждается.

Южно-азиатский рынок и, наиболее крупный в этой области рынок Индии, практически игнорируют электрическую мировую повестку. Это понятно: автомобиль для этой части света должен быть максимально дешёвым и простым в обслуживании. Поэтому несколько лет подряд бестселлером на индийском рынке был компактный кроссовер Tata Punch, а по дорогам преимущественно колесят простейшие недорогие Maruti Suzuki без каких-либо намеков на соответствие нормам Евро. В результате многие жители Индии обзавелись своим автомобилем, но город Дели просто погряз в смоге и непроветриваемом удушливом запахе выхлопных газов.

Статистика реализации электромобилей с 2012 по 2024 год. Источник: iea.org

Китай, ориентируясь на электрификацию транспорта, продолжает активно заменять автомобили с двигателем внутреннего сгорания на электрические и гибридные. Китай стал лидером в области электротранспорта по качеству и технологиям. Электрические автомобили превосходят европейские, составляя серьёзную конкуренцию американской Tesla. Гибридные решения пока не столь прогрессивны, но успех таких моделей как Lixiang или Voyah говорит о многом.

Продажи электромобилей за периоды с 2021 по 2024 год, разделенные на кварталы.

Автор статьи долгое время предпочитал автомобили с двигателями внутреннего сгорания, иногда кратковременно тестируя электромобили, такие как Porsche Taycan, Tesla Model S или Evolute i-Pro. После переезда в загородный дом сценарии использования автомобилей изменились. Пикап стал чаще использоваться для повседневных поездок, а мысль о приобретении электрического автомобиля для городских передвижений перестала казаться безумной.
Полноценно пользоваться трассой от МКАДа до дома затруднилось из-за появления камер практически на каждом километре, а частые остановки на заправках стали рутиной.

Тестирование Seres M7Проведение эксперимента осенью прошлого года показало, что установка подобной «электрической АЗС» дома — неплохое решение. Даже гибридный автомобиль с батареей в 40 кВтч может практически исключить потребность в топливе для перемещения в течение дня.

Для начала увеличили мощность для дома, чтобы зарядка электромобиля не зависела от потребности в энергии внутри. Затем установили домашнюю зарядную станцию с балансиром. Автомобилю может быть отдано 15 кВт мощности, что позволяет заряжать за ночь «чистые электрички» и не беспокоиться о питании во время работы или других дел.

Далее планировалось купить электромобиль, однако из-за отсутствия опыта эксплуатации подобных машин автор решил арендовать его на срок.

Выбор электромобиля в России не так прост. Можно купить любую современную модель: Zeekr, Avatr, Xiaomi, Lotus — марки есть у многих неофициальных дилеров. С поиском BYD, Denza, Nio, Lync&Co и Xpeng тоже проблем не возникнет. Сложность в их «неофициальности». Это может привести к нюансам с передачей мастер-аккаунтов, русификацией и обслуживанием. Официально можно приобрести электромобили Voyah, Avatr и Ora (есть ещё Evolute и Москвич, но это другая история). Официальные поставки популярного Zeekr ожидаются не ранее конца 2025 года.

Решили провести некоторое время с обновленной версией Zeekr 001 и составить выводы, которые хотели бы представить вам.

Об электрическом автомобиле Zeekr 001, показанном еще в 2021 году, вышло немало видеообзоров. Некоторым довелось наблюдать это авто с необычным дизайном на улицах.

Обновлённая Zeekr 001, появившаяся в 2024 году, сделала большой шаг вперёд для этого популярного электромобиля от Geely.

Экстерьер

Внешний вид Zeekr 001 претерпел не радикальные, но точечные изменения, вдохновленные версией FR. Передний бампер стал более агрессивным из-за увеличенного воздухозаборника и расширенных дефлекторов. Задний бампер и спойлер также обновились. На крыше появился лидар, который важен для улучшенной системы помощи водителю. Габариты слегка увеличились: длина стала 4977 мм (на 7 мм больше), а высота в нижнем положении пневмоподвески составляет 1533 мм.

Появились новые расцветки кузова, в том числе модный зелёный цвет, и варианты колёсных дисков (диаметром 19, 21 и 22 дюйма), позволяющие автовладельцам выделить свою машину.

Первое знакомство с Zeekr 001 на дороге сразу показывает, насколько этот электромобиль велик и широк. На фотографиях он кажется значительно компактнее, сравнимым с Mercedes-Benz A-Class. Однако в реальности рестайлинговый Zeekr 001 крупнее Mercedes-Benz A-Class во всех измерениях: длина, ширина, высота и колёсная база. Это делает его просторнее и приближает к автомобилям D- или E-класса по европейской классификации (например, Mercedes E-Class).

Рестайлинговый Zeekr 001 получил интеллектуальные матричные светодиодные фары Smart Matrix с адаптивным дальним светом (ADB). В каждой фаре – 64 независимых светодиода, управление которыми осуществляется индивидуально. Система динамически регулирует световой пучок: затемняет участки с встречными автомобилями или пешеходами, а освещение усиливает там, где это необходимо. В результате дорога ночью освещается равномерно без слепящих пятен, а дальний свет включается автоматически и плавно, не раздражая других водителей.

Дизайн фар сохранили минималистичным, но сделали чуть агрессивнее за счёт обновлённого бампера и более узких линий. Фары разделены на два кластера: верхний отвечает за дневные ходовые огни и противотуманки, нижний — за основной свет. В ходе рестайлинга фары получили чуть больше рельефности, что придает машине хищный вид. По ощущениям, свет стал ярче и шире по сравнению с дорестайлинговой версией, хотя точных данных о люменах производитель не раскрывает.

Задние фонари Zeekr 001 – это самая узнаваемая его черта. Выполнены они в виде цельной светодиодной полосы сквозного типа длиной 1,47 метра от крыла к крылу. В рестайлинге дизайн фонарей не изменился кардинально, но стал ещё выразительнее благодаря яркому подсвеченному логотипу Zeekr в центре. Полоса состоит из примерно 200 светодиодов, что создаёт эффект «живого» света – фонари плавно загораются и гаснут, а при торможении или поворотах анимация становится динамичной.

На дороге автомобиль выглядит стильно и агрессивно, особенно ночью — машину невозможно спутать с другими. Фонари не только украшают, но и обеспечивают отличную видимость сзади, а поворотники и стоп-сигналы реагируют моментально благодаря светодиодной технологии.

Световое оборудование соединено с системой помощи водителю. В частности, фары взаимодействуют с лидаром и камерами, изменяясь в зависимости от условий движения: при повороте руля луч света слегка смещается, подсвечивая направление движения. Существует также функция «сопровождения» — после остановки двигателя фары какое-то время продолжают светить, освещая дорогу до дома.

По мере приближения к Zeekr 001 с ключом или смартфоном (с включенной функцией NFC), автомобиль определяет владельца благодаря системе бесключевого доступа. В первую очередь активируется светотехника, которая включает приветственную мелодию и небольшое световое представление. Функцию можно отключить через меню.

В условиях сильной грязи или снега, что характерно для России, фары могут частично терять эффективность из-за загрязнения линз. Автоматической очистки, как у некоторых премиум-конкурентов, в данной модели нет. Задние фонари также подвержены налипанию грязи, однако их длина и яркость компенсируют это.

Интерьер

В салоне изменения ощутимее. Руль оставил свой узнаваемый наклон, но сенсорные кнопки сменились обычными, что упрощает управление.

В центре разместился вращающийся экран диагональю 15,6 дюйма, а приборная панель получила новый 8,8-дюймовый дисплей с более качественной графикой.

В обновленном Zeekr 001 селектор передач – компактный рычажок на центральной консоли, справа от подлокотника и немного ниже уровня поворотного экрана. Это не традиционный большой рычаг, свойственный автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, а стильное и удобное решение, характерное для современных электромобилей высокого класса. Изготовлен из глянцевого пластика с хромированными элементами, что сочетается с общим дизайном салона и металлическими деталями.

Селектор отличается минималистичным дизайном: короткий ход, четкие линии и легкий наклон вперед для удобства хвата. Форма напоминает небольшой джойстик или переключатель, что делает его интуитивно понятным. Отсутствие лишних кнопок или маркировок — все режимы (P, R, N, D) обозначены на маленьком дисплее рядом или на центральном экране, подчеркивая цифровую природу машины.

Материалы отделки достигли нового уровня качества: применяется кожа Nappa с обновлённым дизайном, а кресла оснащены функциями массажа, вентиляции и 5D-вибрации, которая синхронизируется с мультимедийными системами.

Подсветка салона получила режим «водопад», дарящий уютную атмосферу.

В Zeekr подлокотник широкий и комфортный для руки. Он обшит мягкой кожей Nappa (в высоких комплектациях — с прострочкой), что придает автомобилю премиальный вид. Отделение под крышкой вместительное, туда помещаются смартфон, ключи, кошелек или зарядные кабели. Крышка открывается плавно и легко благодаря демпферу, что удобно в ежедневной эксплуатации.

В отличие от некоторых соперников, регулировки высоты или длины здесь нет. Зато фиксированное положение подлокотника хорошо продумано для водителя среднего роста. Верхняя часть скошена, чтобы не мешать доступу к селектору передач и элементам управления на консоли.

На консоли, слегка выступая за подлокотник, расположена площадка для беспроводной зарядки по стандарту Qi мощностью 15 Вт. Поверхность площадки нескользкая и имеет небольшие бортики, которые предотвращают падение устройства во время резких поворотов.

В новом Zeekr 001 пассажирам заднего ряда предоставлен дополнительный 5,7-дюймовый сенсорный экран для управления разными функциями.

Размещённый в центральном подлокотнике или между спинками передних сидений, он пригоден для использования как справа, так и слева.

Экран входит в состав системы SEA Intelligent Drive 2.0 и функционирует на чипе Snapdragon 8295, что обеспечивает оперативность реакции и удобный интерфейс.

Через этот экран пассажиры могут управлять основными функциями.

  1. Климат-контрольВ автомобиле предусмотрена возможность самостоятельной регулировки температуры и силы обдува для пассажиров заднего ряда. Zeekr 001 оснащён трёхзонным климат-контролем, а экран позволяет настроить параметры отдельно от передних сидений. В зависимости от комплектации можно включить подогрев или вентиляцию задних кресел.
  2. Управление сиденьямиЭкран позволяет настроить положение задних сидений: угол наклона спинки (если предусмотрено) и активацию массажа. В топовых версиях (YOU, FR) сиденья имеют функцию 5D-вибрации, синхронизированную с мультимедиа, которую можно включить или выключить сзади.
  3. МультимедиаВ автомобиле можно управлять аудиосистемой: выбирать композиции, изменять громкость или переключать источники звука (Bluetooth, радио, стриминговые сервисы). В обновлённой версии количество динамиков увеличилось до 28 (Yamaha Surround Stereo), а на экране можно настроить баланс звука, усиляя его в заднем ряду салона.
  4. Атмосферная подсветкаЗадний пассажир может изменять цвет и интенсивность подсветки своей зоны. Новая версия получила опцию «водопад» — динамическая подсветка, которая переливается по салону, и её тоже можно включить или настроить с помощью экрана.
  5. Управление передним пассажирским сиденьемВ определённых вариантах исполнения (например, с «кнопками босса») задний пассажир может регулировать положение переднего правого сиденья вперёд или назад, чтобы получить больше места для ног. Это особенно удобно тем, кто стремится к максимальному комфорту.
  6. Дополнительные функцииНа экране можно настраивать затемнение панорамной крыши (с десятью уровнями интенсивности) для изменения освещения салона. Имеются возможности настройки основных функций, таких как обогрев заднего стекла или зеркал.

Этот экран не повторяет функции центрального дисплея, а приспособлен для потребностей задних пассажиров, предоставляя им больше независимости. Например, если водитель слушает свою музыку или регулирует климатcontrol под себя, сзади можно создать собственную атмосферу без просьб к водителю изменить что-либо.

Объединённый с просторным салоном (вспомним, что длина автомобиля почти пять метров) и материалами как кожа Nappa и микрофибра, задние сидения приблизились к комфорту бизнес-класса.

С точки зрения комфорта, добавление экрана – не рекламный трюк, а реальное преимущество, особенно для семейных или представительских автомобилей Zeekr 001. В базовой версии ME экран может быть недоступен или иметь ограниченную функциональность, что важно учитывать при покупке. Однако в топовых комплектациях заднее сиденье превращается в место, где пассажир чувствует себя полноценным участником поездки.

Багажное отделение

Багажное отделение Zeekr 001 вместительное и подходит большинству городских автомобилистов. В силу своей конструкции кузова – лифтбек – модель предоставляет практичное и продуманное пространство для хранения, что делает её лидером в классе по утилитарности.

Основной багажник расположен сзади под крышкой пятой двери. Объем составляет 539 литров при поднятых задних сиденьях до уровня шторки. Это значительный показатель для лифтбека, если сравнивать с Porsche Taycan (407 литров) или Tesla Model S (около 700 литров, но с учётом другого формата кузова). Форма багажника приближена к прямоугольной с ровными стенками и минимальными выступами. Широкий проём (примерно 1,2 метра) и низкая погрузочная высота (примерно 70 см в нижнем положении пневмоподвески) делают загрузку удобной для чемоданов, сумок или коробок.

Сложенные задние сиденья (в соотношении 60:40) увеличивают объем до 2144 литров. Пол получается почти ровный с небольшим уклоном, что удобно для перевозки длинномерных грузов, таких как лыжи, стремянка или даже небольшой велосипед. Под полом багажника есть ниша для зарядного кабеля, аптечки и мелочей, но запасного колеса нет — вместо него предлагается ремкомплект, как это обычно бывает в электромобилях.

Второй отсек багажа — это так называемый «франк» под капотом. Его объем составляет 76 литров, что больше, чем у многих соперников (хотя у Taycan уже 84 литра, но сзади меньше). Франк неглубокий, но широкий и подходит для мелочей: сумок с продуктами, рюкзака или запасного кабеля. Крышку можно открыть вручную, без электропривода, что несколько удивляет на фоне технологичности машины, но не принципиально.

Задняя дверь открывается электроприводом с функцией «hands-free»: достаточно пройти под бампером ногой. Внутри установлены крючки для сумок, сетка для груза и розетка на 12 вольт. Освещение яркое: две светодиодные лампы. Отделка выполнена из практичного ворсистого материала, который легко чистить.

Благодаря возможностям буксировки практичность Zeekr 001 возрастет: в качестве опции автомобиль получил фаркоп с электроприводом, который позволяет тянуть прицеп массой до 2000 кг. Такая возможность – редкость для электромобилей и существенный плюс для тех, кто планирует перевозить лодку или небольшой трейлер.

Недостатком является отсутствие регулируемого пола в багажном отделении — некоторые конкуренты его оснащают, что позволяет выровнять поверхность при сложенных сиденьях. Также ложник мог бы быть глубже для размещения предметов большего размера, чем рюкзак. В целом багажное отделение производит приятное впечатление: просторное, функциональное и продуманное для ежедневных потребностей.

Техническая начинка

Техническая составляющая рестайлингового автомобиля впечатляет: базовая заднеприводная версия получила электромотор мощностью 310 кВт (421 л.с.), а полноприводная — два мотора общей мощностью 580 кВт (788 л.с.). Это почти в полтора раза больше, чем у модели до рестайлинга. Разгон до «сотни» у топовой версии занимает всего 3,3 секунды. В наличии два типа батарей: литий-железо-фосфатная (LFP) на 95 кВт·ч с запасом хода до 722 км и тройная литиевая (NMC) на 100 кВт·ч, обеспечивающая до 705 км. Система зарядки перешла на 800-вольтовую архитектуру, что значительно ускорило процесс восполнения энергии.

Иллюстрация: Zeekr

Безопасность и технологии существенно продвинулись вперед. Лидар и двойной чип Nvidia Orin X (508 TOPS) сделали автопилот более интеллектуальным: он распознает до 95% дорожных ситуаций, поддерживает автоматическую парковку и высокоскоростное автономное вождение.

Иллюстрация: Nvidia

Лидар в переработанном Zeekr 001 2024 года – одна из главных новшеств, отличающих его от предыдущей версии. Этот датчик, расположенный на крыше машины, является важным элементом усовершенствованной системы помощи водителю и автопилота.

Новая модель отличается от предыдущих тем, что дополнена лидаром, способствующим повышению точности и надёжности распознавания окружения благодаря сопоставлению информации с данными камер и радаров.

Лидар Zeekr 001 — высокорешающая установка, формирующая трёхмерную карту окружения автомобиля до 200 метров. Система обрабатывает большой объем данных в реальном времени, важное условие для автономного вождения. Лидар дополняет имеющиеся датчики: 12 ультразвуковых радаров, 5 миллиметровых и 15 камер, включая панорамные.

Лидар предназначен для повышения эффективности работы автопилота в трудных условиях. С его помощью можно точнее измерять расстояния до объектов, распознавать преграды, пешеходов и другие машины даже при плохой видимости: в темноте, тумане или сильном ливне, когда камеры и радары работают хуже. В обновлённом Zeekr 001 заявлено, что система с лидаром способна распознать до 95% дорожных ситуаций, включая необычные случаи, например, предметы на дороге или внезапно появившихся животных. Это продвижение к уровню автономности L3, хотя пока функциональность находится ближе к усовершенствованному L2+.

Лидар – не просто техническое приспособление, а часть системы SEA Intelligent Drive 2.0. Эта система включает автоматическую парковку, высокоскоростное автономное вождение на трассах и адаптивное управление в городских условиях. Благодаря лидару автомобиль может самостоятельно маневрировать на парковке или объезжать препятствия, используя точные данные о расстоянии и форме объектов.

Лидар не предусмотрен во всех версиях автомобиля. Базовая версия WE с задним приводом может быть без него, если используется чип Mobileye EyeQ5H (48 TOPS). Полноприводные версии ME, YOU и Z-Sport поставляются с лидаром и Nvidia Orin X. Это повышает технологичность топовых комплектаций, но и увеличивает их цену.

Пневмоподвеска

Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами позволяет регулировать клиренс от 117 до 210 мм, а автомобиль оборудован фаркопом с электроприводом для буксировки прицепа массой до 2000 кг.

Рестайлинговый Zeekr 001 — это не просто косметический апгрейд, а серьёзные доработки и улучшения ключевых характеристик: мощности, технологий и комфорта. Электромобиль стал ближе к премиум-сегменту при сохранении конкурентоспособной цены в диапазоне от 269 000 до 329 000 юаней (примерно от 37 600 до 46 000 долларов). По мнению авторитетных изданий, такие изменения делают его достойным соперником даже для известных брендов, таких как Tesla и Porsche.

Иллюстрация: Zeekr
Иллюстрация: Zeekr

Где Porsche, а где Zeekr? Zeekr оснащен 800-вольтовой архитектурой, как и Taycan, обеспечивая быструю зарядку — до 80% за 20—25 минут на мощных станциях. Что всегда впечатляло в автомобилях немецкой марки? Разгон. В любых, даже наиболее доступных версиях Porsche это было синонимом скорости. Топовая полноприводная версия Zeekr 001 с двумя электромоторами общей мощностью 788 лошадиных сил — достойный конкурент топовым версиям Porshe. Нажатие на педаль акселератора вдавливает в кресло с такой силой, что 3,3 секунды до «сотни» ощущаются как мгновение. Отзывчивость моторов моментальная, без малейших задержек, что характерно для электрокаров, но здесь этот эффект усилен почти до предела. Даже в городских условиях старт с места и ускорение на средних скоростях доставляют удовольствие. В данном случае мощность чувствуется не только на бумаге, но и в реальной жизни.

Тормоза вызвали смешанные чувства, и честно говоря, я ожидал лучшего результата. Да, Zeekr 001 оснащен мощными суппортами — спереди четырехпоршневые Brembo, сзади тоже достойная система, плюс есть рекуперативное торможение, которое можно настроить. На бумаге все выглядит отлично, но на практике тормозная система не совсем соответствует характеру автомобиля. При агрессивном вождении, особенно если резко сбрасывать скорость после разгона, педаль кажется недостаточно информативной — ход длинноват, а обратная связь могла бы быть чётче. На высоких скоростях торможение эффективное, но не дает того чувства полного контроля, которого ожидаешь от машины с такой динамикой. Рекуперация помогает, но ее вклад ощущается больше в спокойном режиме, а не в экстренных ситуациях.

Инженеры, возможно, увлеклись настройкой комфорта, из-за чего тормоза получились чуть мягче, чем необходимо для такой мощности. Это может быть компромиссом ради плавности хода, ведь пневмоподвеска настроена на удивление комфортно даже в спортивном режиме. Для водителя, который хочет выжать максимум из Zeekr 001, это может стать слабым звеном. В сравнении с конкурентами, вроде Tesla Model S или Porsche Taycan, тормоза Zeekr уступают по остроте и уверенности. Надеюсь, в следующих обновлениях или хотя бы в версии FR этот момент доработают, потому что потенциал у машины огромный, и такие мелочи не должны его сдерживать.

Двери

Рестайлинговая модель Zeekr 001 выделяется дверьми, открывающимися по кнопке — это заметная особенность авто. Внешний вид привлекателен, но практичностью не блещет.

Двери сами по себе впечатляют. Нажал кнопку на карте в салоне, и они плавно, с едва слышным жужжанием электромоторов, распахиваются автоматически. С безрамочным остеклением и аккуратными скрытыми ручками, которые выдвигаются при приближении, выглядит всё футуристично и вызывает восторг. Функция автоматического закрытия через приложение или брелок дополняет это впечатление настоящим театром технологий. Мне это понравилось, не спорю, особенно в первые дни теста. Есть в этом какой-то детский восторг, как от игрушки с дистанционным управлением.

Практичность — отдельный вопрос. Скорость открытия и закрывания важна: плавность выглядит красиво, но если нужно быстро попасть внутрь из магазина с пакетами или под дождем, эти секунды кажутся вечностью. Обычная дверь откроешь — уже внутри, а здесь приходится ждать, пока механизм завершит работу. В мороз или грязь задумываешься о надежности работы в таких условиях: не подведут ли датчики или моторы? Для экстренных ситуаций есть рычаг аварийного открытия, но это лишний раз говорит о том, что механический способ взаимодействия всегда надёжнее.

Кроме того, важны безопасность и удобство. Датчики должны предупредить столкновение двери с другой машиной, если она припаркована рядом, но в реальности пару раз я заметил задержку срабатывания системы – пришлось действовать самому.

Ремонтопригодность вызывает сомнения. Сложный механизм с электроникой может сломаться, и ремонт в сервисе обойдется недешево. Долго ждать запчастей из Китая тоже придется. Это не ручка, которую быстро заменят — вся система способна доставлять хлопоты.

Открытие дверей с кнопки в Zeekr 001 — необычное и интересное решение, подчеркивающее технологичность машины и выделяющее её среди конкурентов. Однако назвать его практичным нельзя — это больше шоу, чем реальная польза. Как красивый гаджет, радует глаз, но уступает простому и надёжному решению. Скорее всего, в будущих моделях Geely доработают его скорость и интуитивность, пока же это эффектная игрушка.

Электрическая часть автомобиля

Обновлённый Zeekr 001 2024 модельного года получил два варианта батарей.

  1. LFP (литий-железо-фосфатная) — 95 кВт·ч.
  2. NMC (тройная литиевая) — 100 кВт·ч.

В интернете встречаются сведения о том, что у обновлённой модели Zeekr 001 максимальная мощность зарядки составляет не более 7 киловатт, независимо от типа батареи.

До марта 2023 года Zeekr 001 имел бортовое зарядное устройство, которое поддерживало переменный ток (AC) мощностью до 11 кВт. Такая мощность была обычной для электромобилей того времени, работавших с трёхфазной сетью (три фазы по 16 А, 230 В), и позволяла зарядить аккумулятор на 100 кВт·ч примерно за 9-10 часов.

В первых моделях Zeekr 001, работающих на напряжении 400 В, подобное устройство было обычным явлением.

С марта 2023 года, после обновления модели, Zeekr 001 использует архитектуру с напряжением 800 вольт, что стало главным техническим изменением. Такое улучшение прежде всего связано с поддержкой сверхбыстрой зарядки постоянным током (DC) — до 546 кВт на станциях типа Zeekr V3.

Информация о возможности зарядки переменным током (AC) после обновления не является однозначной. Официально заявлено, что обновленный Zeekr 001 способен принимать до 20 кВт при использовании мощных AC-станций, например, трёхфазных на 32 А. Это значительно выше предполагаемых 7 кВт. Такая информация подтверждается спецификациями, где указана совместимость с зарядными устройствами до 22 кВт. Однако реальная мощность зависит от бортового инвертора и типа подключения.

В нашем случае электромобиль брал ток до 5 кВт с порта медленной зарядки. Тестовый запуск на дорестайлинговом Zeekr сразу после установки станции показывал возможность зарядки с потреблением 10-11 кВт из пистолета.

Быстрая зарядка на АЗС «Трасса» обеспечивает почти полную зарядку аккумулятора мощностью 150 кВт за приблизительно полчаса. Стоимость полной зарядки на АЗС при цене 18,78 рубля за 1 кВт·ч составляет не более 1900 рублей, что в три раза дешевле, чем полный бак дизельного BMW X5 стоимостью 5200 рублей. При этом автомобиль с ДВС проезжает на таком запасе почти 1000 км. Зарядка электромобиля дома при дневном тарифе 5 рублей 13 копеек за 1 кВт·ч и ночном – 2,59 рубля обойдется в 300-500 рублей.

Zeekr не рассчитан на экономию. Особенно сейчас, когда льготный проезд электромобилей зарубежного производства по платным трассам снят. Но для загородного дома электромобиль удобен: в рабочие дни не нужно отвлекаться на посещение АЗС, ведь утром машина уже будет заряжена и готова к движению.

Локализация электромобиля

Неполная русификация автомобиля вызывает раздражение. Сделать электромобиль полностью англоязычным тоже сложно. В этом случае качественная машина сталкивается с мелочами, которые ухудшают общую картину, особенно для российского водителя.

Мультимедийная система начинается с центрального 15,6-дюймового экрана. Он превосходно работает и выглядит потрясающе, но интерфейс лишь частично переведен на русский язык. Основные меню, такие как настройки подвески, климат-контроля или режимы вождения, доступны на русском, что очень радует. Но глубже в разделы автопилота или диагностики выходит английский, а иногда и китайские иероглифы. Для автомобиля, претендующего на глобальный рынок, это неприемлемо. Я с английским справлюсь, но видеть «Low Battery» вместо «Низкий заряд», а то и вовсе — китайские иероглифы в 2025 году на электромобиле за 7 миллионов рублей — это как-то несерьезно.

Голосовой помощник – существенное неувязка. Существуют варианты русификации, при которых он понимает некоторые голосовые команды на русском языке, однако не всегда идеально. Даже при произношении команд на китайском языке управление остается однозадачным: нельзя одновременно попросить закрыть двери и включить музыку, только по отдельности. В сравнении с Tesla, где голосовое управление отточено до мелочей, Zeekr кажется недоделанным. Тем более странно это для премиум-класса!

Панель приборов тоже имеет недостатки. Основные показатели — скорость и запас хода — на русском языке, но всплывающие оповещения о состоянии батареи или системах могут быть на китайском или английском. Это может создать трудности для людей, не владеющих иностранными языками.

Во время эксплуатации нового Zeekr складывалось впечатление, что русификацию делали быстро. Возможно, из-за отсутствия официальной «правильной» версии. Zeekr явно стремится продавать электромобили в Европе и, вероятно, в России, но вместо полноценной локализации предлагается неполное решение. Машина мощная, технологичная, стильная, а меню настроек звука содержит иероглифы. Это как купить дорогой костюм с пуговицами от старой куртки.

Полагаю, Geely должно незамедлительно выпустить версию прошивки с полным русским языком, совершенствуя её по ходу. В противном случае эта ситуация оттолкнет как потенциальных покупателей будущих официальных автомобилей, которые от премиум-электромобиля ожидают не только динамики, но и удобства в деталях. Сейчас это минус, с которым сложно мириться.

Приобретение электромобиля Zeekr может быть затруднено ещё одной сложностью — получением мастер-аккаунта (МА). Мастер-аккаунт даёт полный доступ к управлению автомобилем через приложение Zeekr, включая автозапуск, обновления ПО и настройки, но его получение в России становится настоящим квестом из-за особенностей китайского подхода и местных условий.

Главная проблема — отсутствие официального представителя марки в России. Zeekr 001 завозится не по официальным каналам Geely, а через посредников или частных лиц. В Китае первый владелец получает МА (машина автоматически привязывается к китайскому номеру телефона покупателя после сканирования QR-кода на экране автомобиля). В России машина часто поступает с уже зарегистрированным МА на неизвестного китайского пользователя, что создаёт трудности при перепривязке.

Вторая сложность связана с требованием иметь китайский номер телефона и аккаунт WeChat для регистрации МА. Для регистрации необходим номер с кодом +86, а также аккаунт в WeChat, который в России получить затруднительно.
Регистрация WeChat требует подтверждения от другого пользователя с активным профилем (желательно китайца), покупка виртуального номера через сервисы вроде Esender обойдется в 50—300 долларов и не всегда работает стабильно. Пользователи жалуются, что даже с номером процесс может быть заблокирован из-за языкового барьера — техподдержка Zeekr общается только на китайском.

Третья проблема — бюрократия и санкции. Владельцам для переоформления МА на себя нужно отправить в техподдержку Zeekr пакет документов: фото паспорта, прав, VIN-кода, страховки, селфи с паспортом и так далее. Всё сопровождается заявлением на китайском языке (например, «你好,我的车在国外,我是车主,麻烦帮我过户主账app 到我的手机号 +86…»). Однако с 2022 года из-за санкций россиянам часто отказывают в перерегистрации. На форумах владельцы отмечают, что поддержка может игнорировать запросы или отклонять их без объяснений, ссылаясь на «региональные ограничения».

Четвёртый момент — это зависимость от посредников.
Много обращений в компании, предлагающие оформить МА за 300—500 долларов, но результат не гарантирован. Вместо МА выдаётся семейный (фэмели) аккаунт (FA) с ограниченной функциональностью — без возможности обновления ПО или привязки Bluetooth-ключей. Некоторые пользователи сталкиваются с мошенничеством: деньги берут, а аккаунта не предоставляют.

Пятая трудность — это технические нюансы. Даже при получении сертификата МАР, его активация требует китайской SIM-карты с доступом в интернет или роутера с китайским DNS, чтобы машина понимала, что находится в Китае. Это необходимо для обновления прошивки, но в России такие SIM-карты встречаются редко (или нужна их перепайка), а настройка роутера требует технических навыков, что пугает неопытных владельцев.

В России пользователи сталкиваются с рядом трудностей: отсутствием официальной поддержки, языковым барьером, санкционными ограничениями и зависимостью от посредников. Это существенный недостаток для автомобиля Zeekr 001, который позиционируется как технологичный. Без МА часть «умных» функций теряется, что неудобно при цене в 6—7 миллионов рублей. Можно ждать официального запуска Zeekr на российском рынке или быть готовым к дополнительным тратам и сложностям.

Итого

За время эксплуатации Zeekr 001 2024 года сложилось неоднозначное впечатление. Технологичность и качество автомобиля впечатляют, однако некоторые моменты разочаровывают и пока не позволяют назвать его идеальным вариантом, в особенности для российского рынка.

Zeekr 001 выгодно отличает его технологичность: мощность в 788 лошадиных сил, разгон до сотни за 3,3 секунды, лидар, автопилот на базе Nvidia Orin X и 800-вольтовая архитектура зарядки превращают его в серьёзного соперника другим электромобилям премиум-класса, например Porsche Taycan. Салон из кожи Nappa с массажными сиденьями, поворотным 15,6-дюймовым экраном и подсветкой «водопад» создаёт атмосферу роскоши, а просторный багажник и задний экран для пассажиров повышают практичность. Качество сборки тоже впечатляет: зазоры ровные, материалы приятные, пневмоподвеска обеспечивает комфорт даже на неровностях. Машина, которая ярко демонстрирует будущее.

Неполная локализация – раздражающий момент: меню с английским и иероглифами, неидеально работающий голосовой ассистент и непонятные уведомления на китайском выглядят как огрехи, особенно для автомобиля, претендующего на глобальный рынок. Тормоза также не оправдали ожиданий: несмотря на Brembo и рекуперацию, они мягкие и недостаточно информативные для такой динамики. После разгона хочется больше уверенности при остановке, но её нет. Отсутствие официальной гарантии в России – серьёзный минус. Покупка «серого» Zeekr через дилеров или частников означает, что за ремонт сложных систем вроде лидара или батарей придётся платить самостоятельно, а запчасти, вероятно, ждать месяцами. Не совсем легальные способы обхода ограничений с получением и передачей мастер-аккаунта делают эксплуатацию электромобиля ещё более проблематичной. Особенно если возникнет вопрос с последующей перепродажей Zeekr.

Zeekr 001 — технологический шедевр с характеристиками спортивного автомобиля и комфортом премиум-класса. Однако для российского пользователя необходимы доработки. При готовности мириться с языковыми барьерами, закрывать глаза на тормоза и брать риски обслуживания на себя, автомобиль подарит массу эмоций и привлечет восхищенные взгляды. Для меня эти «но» пока перевешивают: предпочту подождать, пока Geely доработает локализации и наладит официальную поддержку в России. Zeekr 001 близок к идеалу, но пока это скорее яркий эксперимент, чем безусловный лидер.