Обновленный Zeekr 001: тест-драйв в новом образе

В последние годы взгляды автопроизводителей на автомобили с электрической тягой претерпели значительные изменения: от уверенности в неизбежности отказа от ДВС до оптимизма по поводу электромобилей и обратно. Важное значение имеет также страна реализации продукции. Для европейского рынка электроавтомобили остаются приоритетным направлением. Крупнейший мировой рынок — США — не торопится полностью заменить ДВС, аккуратно выводя мощные V8 из под капотов, предлагая потребителю более современные турбонадутые моторы меньшего объёма. Tesla и гибридные автомобили, такие как Prius, пользуются спросом у горожан, но полное отказа от машин с двигателями на ископаемом топливе пока не обсуждается.

Южно-азиатский рынок, особенно большой индийский рынок, почти полностью игнорирует мировую электрическую повестку. Автомобиль для этой части света должен быть максимально дешевым и простым в обслуживании. Неудивительно, что несколько лет подряд бестселлером на индийском рынке был компактный кроссовер Tata Punch, а по дорогам преимущественно колесят простейшие недорогие Maruti Suzuki без каких-либо намеков на соответствие нормам Евро. В результате многие жители Индии обзавелись автомобилями, но Дели просто погряз в смоге и удушливом запахе выхлопных газов.

Китай, выбрал курс на электрификацию транспорта, продолжает активно заменять автомобили с двигателями внутреннего сгорания на электрические и гибридные. Качество и технологии электротранспорта в Китае уже признаны лучшими в мире. Электромобили превосходят европейские аналоги и серьезно конкурируют с американской Tesla. Гибридные решения пока не столь продвинуты, но успехи таких брендов как Lixiang или Voyah много говорят.

Автор статьи раньше преимущественно пользовался автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, иногда лишь кратко испытывая электромобили, например, Porsche Taycan, Tesla Model S или Evolute i-Pro. Однако после переезда в загородный дом сценарий использования автомобилей изменился. Пикап стал «повседневным» автомобилем, а мысль о покупке электромобиля для поездок по городу перестала казаться странной. Быстрые поездки по трассе от МКАД до дома затруднились из-за камер на каждом километре, а частые остановки на заправках стали рутиной.

Тестирование Seres M7Эксперимент, проведённый осенью прошлого года, показал, что наличие собственной «электрической АЗС» дома — не плохая идея. Даже гибридный автомобиль с аккумулятором на 40 кВтч может почти исключить использование топлива для передвижения в течение дня.

Для домохозяйства увеличили мощность (чтобы зарядка электромобиля не зависела от внутренних нужд). Вторым шагом стала установка домашней зарядной станции с балансиром. Автомобилю может быть отдано 15 кВт мощности, что позволяет заряжать за ночь «чистые электрички» и не беспокоиться о питании их по пути на работу или в другие дела.

Следующим шагом было планируемое приобретение электромобиля, однако, учитывая отсутствие опыта долговременного использования подобных транспортных средств, автором было решено сначала арендовать автомобиль на определенный срок.

Выбор «электрички» в России не так прост. Возможен покупка любого современного электромобиля: Zeekr, Avatr, Xiaomi, Lotus — эти марки есть у неофициальных дилеров. BYD, Denza, Nio, Lynk & Co и даже Xpeng найти не составит особого труда. Сложность в «неофициальности». Возможны нюансы с передачей мастер-аккаунтов, русификацией и обслуживанием. Официально можно приобрести электромобили Voyah, Avatr и Ora (есть ещё Evolute и Москвич, но это уже другая история). Официальные поставки популярного Zeekr ожидаются не ранее конца 2025 года.

Решили провести некоторое время с обновленной версией Zeekr 001 и поделиться своими впечатлениями.

Первая версия Zeekr 001, появившаяся в 2021 году, получила немало внимания от автоэкспертов, появились и видео обзоры. Этот электрокар с необычным дизайном уже нередко попадается на улицах.

Обновлённая модель Zeekr 001, которая появилась в 2024 году, значительно улучшила характеристики этого популярного электрокара компании Geely.

Экстерьер

Внешность Zeekr 001 претерпела точечные улучшения, вдохновленные версией FR. Передний бампер стал более агрессивным благодаря увеличенному воздухозаборнику и расширенным дефлекторам, придающим автомобилю грозный и спортивный вид. Также обновился задний бампер и спойлер, а на крыше появился лидар для улучшенной системы помощи водителю. Габариты немного увеличились: длина достигла 4977 мм (на 7 мм больше), а высота в нижнем положении пневмоподвески — 1533 мм.

Вышли новые оттенки кузовов, в том числе стильный зелёный, и варианты колёсных дисков (19, 21 и 22 дюйма), позволяющие собственникам выделить свою индивидуальность.

Впервые увидев Zeekr 001 на дороге, сразу заметно, насколько автомобиль большой и широкий. На фотографиях он кажется гораздо компактнее, как Mercedes-Benz A-Class. На самом деле рестайлинговый Zeekr 001 значительно крупнее Mercedes-Benz A-Class по всем измерениям: длина, ширина, высота и колесная база больше. Это делает его просторнее и ближе к автомобилям D- или E-класса европейской классификации (например, Mercedes E-Class).

Рестайлинговый Zeekr 001 получил интеллектуальные матричные светодиодные фары Smart Matrix с адаптивным дальним светом (ADB). В каждой фаре используется по 64 независимых светодиода, которые управляются индивидуально. Система динамически регулирует световой пучок: затемняет участки для встречных машин и пешеходов, а также усиливает освещение там, где это необходимо. Такая работа системы впечатляющая — ночью дорога освещена равномерно без слепящих пятен, дальний свет включается автоматически и плавно, не раздражая других водителей.

Дизайн фар сохранил минимализм, но стал агрессивнее благодаря обновлённому бамперу и более узким линиям. Фара разделили на два кластера: верхний отвечает за дневные ходовые огни и противотуманки, а нижний — за основной свет. В ходе рестайлинга фары приобрели больше рельефности, что придает машине хищный вид. Свет стал ярче и шире по сравнению с дорестайлинговой версией, хотя точных данных о люменах производитель не раскрывает.

Задние фонари Zeekr 001 — самая узнаваемая её деталь. Светодиодная полоса протяженностью 1,47 метра соединяет крылья. В ходе рестайлинга дизайн не претерпел кардинальных изменений, но стал ярче благодаря подсвеченному логотипу Zeekr в центре. Полоса состоит из примерно 200 светодиодов, создавая эффект «живого» света. Фонари плавно зажигаются и гаснут, а при торможении или поворотах анимация становится динамичной.

На дороге машина выглядит стильно и агрессивно, особенно ночью — её невозможно спутать с другими. Фонари не только украшают, но и выполняют практическую функцию: обеспечивают отличную видимость сзади, а поворотники и стоп-сигналы мгновенно реагируют благодаря LED-технологии.

Световое оборудование интегрировано с системой помощи водителю. Например, фары функционируют совместно с лидаром и камерами, адаптируясь к дорожной обстановке: при повороте руля световой луч немного смещается, подсвечивая траекторию движения. Также доступна функция «сопровождения» — после выключения двигателя фары остаются включёнными на короткий период времени, освещая путь до дома.

Подойдя к Zeekr 001 с ключом или смартфоном (при активированной NFC), автомобиль определяет владельца благодаря системе бесключевого доступа. Включается освещение, которое сопровождается приветственной мелодией и небольшим световым шоу. Функцию можно отключить в меню.

В условиях сильной грязи или снега, частых в России, фары могут частично терять эффективность из-за загрязнения линз. Автоматической очистки, как у некоторых премиум-конкурентов, нет. Задние фонари также подвержены налипанию грязи, но их длина и яркость сглаживают этот недостаток.

Интерьер

В салоне изменения более очевидны. Руль сохранил свой знакомый наклон, но сенсорные датчики заменили традиционные кнопки для удобства управления.

Центральный экран диагональю 15,6 дюйма теперь поворотный, а приборная панель получила новый 8,8-дюймовый дисплей с более качественной графикой.

В обновленном Zeekr 001 селектор передач – компактный рычажок на центральной консоли, справа от подлокотника и чуть ниже экрана поворота. Это не традиционный массивный рычаг автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а элегантное и удобное решение для премиум-электромобилей. Рычажок из глянцевого пластика с хромированными акцентами гармонирует с отделкой салона и металлическими вставками.

Селектор отличается минималистичным дизайном: короткий ход, чёткие линии и лёгкий наклон вперёд для комфорта хвата. Его форма напоминает небольшой джойстик или переключатель, что делает его понятным с первого взгляда. Отсутствуют лишние кнопки или надписи — все режимы (P, R, N, D) отображены на маленьком дисплее рядом или на центральном экране, подчеркивая цифровую составляющую автомобиля.

Материалы интерьера достигли нового качества: применяют кожу Nappa с обновленным дизайном, кресла оснащены функциями массажа, вентиляции и 5D-вибрацией, которая согласуется с мультимедийным контентом.

Подсветка салона теперь может создавать эффект водопада, придавая атмосфере уюта.

Подлокотник Zeekr широкий и удобный для руки. Мягкая кожа Nappa (в топовых комплектациях — с прострочкой) придает ему премиальный вид. Отделение под крышкой вмещает мелочи: смартфон, ключи, кошелёк или зарядные кабели. Крышка открывается плавно с демпфером, что удобно в повседневном использовании.

В отличие от некоторых конкурентов, подлокотник здесь не регулируется по высоте или длине, но его положение хорошо продумано для водителя среднего роста. В верхней части он немного скошен, чтобы не мешать доступу к селектору передач и другим элементам управления на консоли.

Под подлокотником на консоли расположена площадка для беспроводной зарядки по стандарту Qi с мощностью 15 Вт. Площадка снабжена нескользящим покрытием и небольшими бортиками, чтобы устройство не сползало во время резких поворотов.

В новой версии Zeekr 001 пассажиры заднего сиденья могут пользоваться дополнительным сенсорным экраном размером 5,7 дюйма для управления некоторыми функциями.

Расположенный в центральном подлокотнике или между спинками передних сидений, он удобен для использования с обеих сторон.

Экран встроен в систему SEA Intelligent Drive 2.0 и функционирует на базе процессора Snapdragon 8295, что обеспечивает быструю реакцию и понятный интерфейс.

Пассажир задних кресел может управлять следующими функциями через этот экран.

  1. Климат-контрольЗадние пассажиры могут самостоятельно регулировать температуру и интенсивность обдува в своей зоне. Zeekr 001 оснащен трёхзонным климат-контролем, а экран позволяет настроить параметры отдельно от переднего ряда. Подогрев или вентиляцию задних сидений можно включить, если такая опция есть в комплектации.
  2. Управление сиденьямиЭкран позволяет настроить положение задних сидений: угол наклона спинки (при наличии такой опции) и активацию массажа. В топовых версиях (YOU, FR) сиденья оборудованы функцией 5D-вибрации, синхронизированной с мультимедиа, включение или отключение которой доступно сзади.
  3. МультимедиаВодители могут управлять аудиосистемой: выбирать песни, изменять громкость или переключать источники звука (Bluetooth, радио, потоковые сервисы). В обновлённой версии количество динамиков увеличилось до 28 (Yamaha Surround Stereo), а на экране можно настроить баланс звука, усиливая его в задней части салона.
  4. Атмосферная подсветкаЗадний пассажир способен изменять цвет и интенсивность подсветки в своём отсеке. В обновлённой версии добавлена опция «водопад» — динамическая подсветка, которая перетекает по салону, и её можно активировать или настроить через экран.
  5. Управление передним пассажирским сиденьемВ определённых комплектациях, таких как с «кнопками босса», задним пассажиром можно регулировать положение переднего правого сиденья в направлении вперёд или назад для увеличения пространства для ног.
  6. Дополнительные функцииЧерез экран можно регулировать затенение панорамной крыши по десяти уровням интенсивности, изменяя освещенность салона. Доступны также базовые настройки, например, включение обогрева заднего стекла и зеркал.

Этот экран не просто повторяет возможности центрального дисплея, а предназначен для задних пассажиров, предоставляя им больше самостоятельности. Например, если водитель слушает свою музыку или настраивает климат контроль под себя, сзади можно создать собственное комфортное пространство без просьб к водителю изменить что-либо.

Благодаря вместительному салону (машина едва не достигает пяти метров в длину) и качественным материалам, таким как кожа Nappa и микрофибра, задние сиденья приблизились к комфорту бизнес-класса.

Считаем, что добавление экрана — не маркетинговый ход, а шаг к комфорту, особенно для семьи или представительского использования Zeekr 001. Но есть нюанс: в базовой версии ME экран может отсутствовать или иметь ограниченную функциональность, важно уточнить это при покупке. В топовых комплектациях же заднее сиденье превращается в мини-рубку, где пассажир чувствует себя не гостем, а полноценным участником поездки.

Багажное отделение

Отсек багажника автомобиля Zeekr 001 достаточно вместителен для большинства городских водителей. В кузове лифтбек предусмотрено практичное и продуманное пространство для хранения, что делает его одним из лидеров в своем классе по полезности.

Основной багажник располагается сзади под крышкой пятой двери. Его объём достигает 539 литров при стандартном положении (до уровня шторки, с поднятыми задними сиденьями). Эта цифра вполне приемлема для лифтбека, особенно если сравнивать её с показателями конкурентов, таких как Porsche Taycan (407 литров) или Tesla Model S (около 700 литров, но с учётом иного формата кузова). Форма багажника у Zeekr 001 приближена к прямоугольной со ровными стенками и минимальными выступами, что упрощает размещение крупногабаритных предметов. Широкий проём (примерно 1,2 метра) и низкая погрузочная высота (около 70 см в нижнем положении пневмоподвески) обеспечивают удобную загрузку – будь то чемоданы, сумки или коробки.

Складывая задние сиденья (в соотношении 60:40), объём багажника увеличивается до 2144 литров. Пол становится почти ровным с небольшим наклоном, что удобно для перевозки длинномерных предметов — например, лыж, стремянки или даже маленького велосипеда. Под полом находится ниша для зарядного кабеля, аптечки и других мелочей, но запасного колеса нет — в качестве альтернативы предлагается ремкомплект, как это часто встречается у электромобилей.

Второй багажный отсек — это «франк» под капотом. Его объём составляет 76 литров, больше чем у многих соперников (хотя у Taycan уже 84 литра, зато сзади меньше). Франк неглубокий, но широкий, подходит для мелочей: сумки с продуктами, рюкзаки или запасные кабели. Крышка открывается вручную без электропривода, что немного удивляет, но не критично.

Задняя дверь открывается электроприводом с функцией «hands-free» — достаточно провести ногой под бампером, что удобно при занятых руках. Внутри предусмотрено крепление для сумок, сетка для фиксации груза и розетка на 12 вольт. Освещение яркое, оснащено двумя светодиодными лампами, а отделка выполнена из практичного ворсистого материала, легко поддающегося чистке.

Благодаря возможности буксировки Zeekr 001 может быть ещё практичнее: как опция доступен фаркоп с электроприводом, позволяющий тянуть прицеп массой до 2000 кг. Такая функция редкость для электромобилей и станет большим преимуществом для тех, кто планирует перевозить лодку или небольшой трейлер.

К недостаткам относится отсутствие регулируемого пола в багажном отделении — у некоторых соперников его наличие позволяет выровнять поверхность при сложенных сиденьях. Также франк мог бы быть глубже, чтобы вместить что-то покрупнее рюкзака. В целом же багажное отделение производит приятное впечатление: оно просторное, функциональное и продумано для повседневных задач.

Техническая начинка

Техническая составляющая – это самая впечатляющая часть обновления. Базовая заднеприводная версия теперь оснащается электромотором мощностью 310 кВт (421 л.с.), а полноприводная – двумя моторами общей мощностью 580 кВт (788 л.с.), что почти в полтора раза больше, чем у предшествующей модели. Разгон до «сотни» у топовой версии занимает всего 3,3 секунды. Предлагаются два типа батарей: литий-железо-фосфатная (LFP) на 95 кВт·ч с запасом хода до 722 км и тройная литиевая (NMC) на 100 кВт·ч, обеспечивающая до 705 км. Система зарядки перешла на 800-вольтовую архитектуру, что существенно ускорило процесс восполнения энергии.

Безопасность и технологии прогрессировали. Лидар и двойной чип Nvidia Orin X (508 TOPS) сделали автопилот более интеллектуальным: он распознает до 95% дорожных ситуаций, поддерживает автоматическую парковку и высокоскоростное автономное вождение.

Лидар в переработанном Zeekr 001 2024 года – одна из главных отличительных особенностей от предыдущей версии. Этот датчик, размещенный на крыше машины, является важным элементом улучшенной системы помощи водителю и автопилота.

По сравнению с предшественницами, новинка получает дополнительную функциональность благодаря лидару, что повышает точность и надежность обнаружения объектов вокруг машины.

Лидар в Zeekr 001 — высокоточная система, формирующая трёхмерную карту пространства до 200 метров радиусом.
Система обрабатывает огромные объемы данных в режиме реального времени, что важно для автономного вождения. Лидар работает дополнительно к набору датчиков: 12 ультразвуковых радарам, 5 миллиметровым и 15 камерам, обеспечивающим обзор на 360 градусов.

Лидар призван повысить эффективность работы автопилота в сложных погодных условиях.
Его задача — более точно определять расстояние до объектов и распознавать препятствия, пешеходов и другие машины даже при плохой видимости: в темноте, тумане или сильном дожде, когда камеры и радары теряют свою точность. В обновленном Zeekr 001 система с лидаром способна идентифицировать до 95% дорожных ситуаций, включая нестандартные, например, лежащие на дороге предметы или неожиданно выбежавших животных. Это приближает автомобиль к уровню автономности L3, хотя его функциональность пока ближе к продвинутому L2+.

Лидар не просто дополнительное оборудование, а часть системы SEA Intelligent Drive 2.0. В систему входят автоматическая парковка, автономное вождение на трассах и адаптивное управление в городе. Например, автомобиль может сам маневрировать на парковке или объезжать препятствия, используя данные лидара о расстоянии и форме объектов.

Лидар доступен не во всех модификациях авто. Базовая версия WE с задним приводом может быть оснащена без него, если установлен менее мощный процессор Mobileye EyeQ5H (48 TOPS). Версии с полным приводом (AWD) — ME, YOU и Z-Sport — поставляются с лидаром и Nvidia Orin X. Это делает топовые комплектации более технологичными, но и дороже.

Пневмоподвеска

Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами изменяет клиренс в диапазоне от 117 до 210 мм. Автомобиль может буксировать прицеп массой до 2000 кг благодаря фаркопу с электроприводом.

Рестайлинговый Zeekr 001 — это не просто внешние изменения, а серьёзное совершенствование недостатков и повышение ключевых характеристик: мощности, технологий и комфорта. Электромобиль приблизился к премиум-классу, сохранив при этом конкурентную цену в диапазоне от 269 000 до 329 000 юаней (около 37 600—46 000 долларов). По мнению авторитетных автомобильных изданий, такие изменения позволяют ему конкурировать с известными брендами, такими как Tesla и Porsche.

Zeekr оснащен 800-вольтовой архитектурой, как и Taycan, что обеспечивает быструю зарядку — до 80% за 20—25 минут на мощных станциях. Porsche всегда ассоциировался со скоростью разгона. Топовая полноприводная версия Zeekr 001 с двумя электромоторами общей мощностью 788 лошадиных сил может составить конкуренцию даже топовым версиям Porshe. Нажатие на педаль акселератора вдавливает в кресло, и 3,3 секунды до «сотни» кажутся мгновением. Отзывчивость моторов моментальная, без задержек, свойственных электрокарам, но здесь эффект усилен почти до предела. Даже в городских условиях удовольствие от старта с места и ускорения на средних скоростях очевидно. Мощность ощущается не только на бумаге, но и в реальной жизни.

Тормоза оставили смешанные чувства, и честно говоря, ожидалось большего. Zeekr 001 оснащен мощными суппортами — спереди шестипоршневые Brembo, сзади тоже достойная система, плюс есть рекуперативное торможение, которое можно настроить. На практике тормозная система не совсем поспевает за характером автомобиля. При агрессивном вождении, особенно если резко сбрасывать скорость после разгона, педаль кажется недостаточно информативной — ход длинноват, а обратная связь могла бы быть чётче. На высоких скоростях торможение эффективное, но не даёт того чувства полного контроля, которого ожидаешь от машины с такой динамикой. Рекуперация помогает, но её вклад ощущается больше в спокойном режиме.

По моему мнению, инженеры слишком увлеклись настройкой комфорта, из-за чего тормоза получились чуть мягче, чем нужно для такой мощности. Возможно, это компромисс ради плавности хода, ведь пневмоподвеска настроена на удивление комфортно даже в спортивном режиме. Однако для водителя, который хочет выжать из Zeekr 001 максимум, это может стать слабым звеном. В сравнении с конкурентами, вроде Tesla Model S или Porsche Taycan, тормоза Zeekr уступают по остроте и уверенности. Надеюсь, в следующих обновлениях или хотя бы в версии FR этот момент доработают, потому что потенциал машины огромный, и такие мелочи не должны его сдерживать.

Двери

Райдлинговая модель Zeekr 001 отличается дверями, открывающимися с кнопки — это одно из наиболее запоминающихся достоинств авто. Впрочем, под внешним эффектом может скрываться непрактичность.

Двери сами по себе произведение искусства. Нажал кнопку на карте в салоне, и они плавно, с едва слышным жужжанием электромоторов, распахиваются автоматически. Безрамное остекление, аккуратные скрытые ручки, выдвигающиеся при приближении, — всё это выглядит футуристично и вызывает восхищение. Функция автоматического закрытия через приложение или брелок добавляет этой картине ещё больше технологичности. Мне это понравилось, признаюсь, особенно в первые дни теста. Есть в этом что-то забавное, как у игрушки с дистанционным управлением.

Практичность – отдельный разговор. Открывание и закрывание происходит плавно и красиво, но если нужно быстро войти с пакетами из магазина или под дождем, эти секунды кажутся вечностью. Обычную дверь дёрнул – уже внутри, а тут приходится ждать, пока механизм отработает. В мороз или в грязи задумаешься: как это будет работать в наших условиях? Не подведут ли датчики или моторы? Для экстренных случаев есть рычаг для аварийного открывания, но это лишний раз говорит о том, что механический способ взаимодействия всегда надёжнее.

Второе – это безопасность и удобство. Датчики должны препятствовать столкновению двери с соседней машиной при парковке рядом, но иногда срабатывают с запозданием, приходилось подстраховываться самостоятельно.

Ремонтопригодность вызывает опасения: сложный механизм с электроникой в случае поломки потребует дорогого ремонта и длительного ожидания запчастей из Китая. Это не просто заменяемая деталь, а сложная система, которая может принести дополнительные проблемы.

Открытие дверей с кнопки в Zeekr 001 — необычное и интересное решение, подчеркивающее технологичность машины и выделяющее её среди конкурентов. Однако назвать их практичными нельзя — это больше шоу, чем реальная польза. Для меня это как красивый гаджет, который радует глаз, но в деле уступает простому и надежному решению. Скорее всего, в будущих моделях Geely доработают его скорость и интуитивность, а пока это скорее эффектная игрушка.

Электрическая часть автомобиля

Обновлённый автомобиль Zeekr 001 2024 года выпуска комплектуется двумя вариантами аккумуляторов.

  1. LFP (литий-железо-фосфатная) — 95 кВт·ч.
  2. NMC (тройная литиевая) — 100 кВт·ч.

В интернете распространяются сведения о том, что обновленная версия Zeekr 001 может заряжаться мощностью до 7 кВт, независимо от типа аккумулятора.

В начале 2023 года в ходе модернизации Zeekr 001 трёхфазный порт зарядки мощностью 11 кВт заменили на однофазный порт мощностью 7 кВт. Официальные источники не называют точную дату, но с февраля 2023 года Geely использует преимущественно однофазные порты переменного тока мощностью 7 кВт для большинства версий Zeekr 001. Такое решение обусловлено оптимизацией производства и упрощением конструкции для более широкого рынка.

Европейские модели Zeekr 001, появившиеся на рынке в 2023 году, оснащаются встроенным трёхфазным бортовым зарядным устройством мощностью до 22 кВт при подключении к сети переменного тока через порт Type 2. Это позволяет заряжать автомобили с помощью трёхфазных станций с током до 32 А и напряжением 400 В, что приводит к более быстрой загрузке по сравнению с однофазными системами.

Эта конфигурация часто встречалась в архитектуре на напряжение 400 В, применяемой в первых моделях Zeekr 001.

После обновления модели, начиная с марта 2023 года, Zeekr 001 перешёл на 800-вольтовую архитектуру. Это техническое изменение позволяет использовать сверхбыструю зарядку постоянным током (DC) до 546 кВт на станциях, таких как Zeekr V3.

Информация о возможности зарядки переменным током (AC) после обновления не вполне ясна. Производитель заявляет, что модернизированный Zeekr 001 способен принимать до 20 кВт при использовании мощных AC-станций, например, трёхфазных на 32 А. Это значительно превышает предполагаемые 7 кВт. Такие данные подтверждаются техническими характеристиками, где указана совместимость с зарядными устройствами до 22 кВт. Впрочем, реальная мощность зависит от бортового инвертора и типа подключения.

В нашем случае электромобиль использовал порт медленной зарядки с мощностью не более 5 кВт. На дорестайлинговом Zeekr тестовый запуск после установки станции показал возможность заряжаться с потреблением 10-11 кВт из пистолета.

Быстрая зарядка на АЗС «Трасса» обеспечивает почти полную зарядку мощностью 150 кВт за около 30 минут. Полная зарядка батареи на АЗС при стоимости 18,78 рубля за 1 кВт·ч составит не более 1900 рублей. Это в три раза дешевле полного дизельного бака BMW X5 стоимостью 5200 рублей. Но автомобиль с ДВС проедет на этом запасе почти 1000 км. Зарядка электромобиля дома обойдется в 300-500 рублей, при дневном тарифе 5 рублей 13 копеек за 1 кВт·ч и ночном тарифе 2,59 рубля за 1 кВт·ч.

Zeekr не предназначен для экономии. В условиях снятия льгот по платным трассам это еще более актуально. Но электромобиль в загородном доме удобен. В рабочие дни нет необходимости отвлекаться на посещение АЗС, так как утром автомобиль заряжен и готов к эксплуатации.

Локализация электромобиля

Неполная русификация автомобиля вызывает раздражение. Полностью перевести на английский электромобиль тоже не просто. В этом случае качественная машина сталкивается с мелкой деталью, которая несколько портит общую картину, особенно для российского покупателя.

Мультимедийная система имеет центральный 15,6-дюймовый экран, который управляет всеми функциями. Экран стильный и работает отлично, но интерфейс частично переведен на русский язык. Основные меню настроек подвески, климат-контроля или режимов вождения доступны на русском языке, что радует.
Однако при изучении разделов автопилота или диагностики встречается английский язык, а иногда и китайские иероглифы. В машине, которая ориентирована на глобальный рынок, это недопустимо. Я с английским разбираюсь, но видеть «Low Battery» вместо «Низкий заряд», и даже китайские иероглифы в 2025 году на электромобиле стоимостью 7 млн рублей выглядит несерьезно.

Голосовой ассистент — отдельная проблема. Существуют варианты русификации, позволяющие ему понимать некоторые голосовые команды на русском языке, однако не всегда корректно. Даже при использовании команд на китайском языке режим работы однозадачный: нельзя одновременно сказать «Закрой двери и включи музыку», только по отдельности. В сравнении с Tesla, где голосовое управление доведено до совершенства, Zeekr выглядит недоработанным. Это странно, ведь речь идет о премиум-классе!

Приборная панель также несовершенна. Основные показатели — скорость, запас хода — на русском языке, но всплывающие сообщения о состоянии батареи или ошибках системы часто на китайском, в лучшем случае — на английском. Для человека, не владеющего иностранными языками, это может стать настоящей проблемой.

Во время эксплуатации нового Zeekr создавалось впечатление, что русификацию выполняли быстро. Такое предположение можно сделать, так как официальной локализации не существует. Zeekr явно стремится с электромобилями на рынок Европы и, возможно, России, но вместо полной локализации предлагают неполноценный вариант. Машина мощная, технологичная, стильная, но в меню настроек звука присутствуют иероглифы. Это как приобрести дорогой костюм, а на нем пришиты пуговицы от старой куртки.

По моему мнению, Geely должна незамедлительно представить версию прошивки с полной русификацией, совершенствуя её по мере эксплуатации. В противном случае неудобство от отсутствия перевода отпугнет потенциальных покупателей будущих официальных автомобилей, ожидающих от премиального электромобиля не только динамики, но и удобства в деталях.

Получение мастер-аккаунта для электромобиля Zeekr может стать проблемой при покупке в России. Мастер-аккаунт необходим для полного управления машиной через приложение Zeekr, включая запуск, обновления ПО и настройки, но его получение затруднено из-за особенностей китайского подхода и местных условий.

Основная сложность — отсутствие в России официальных представителей марки Zeekr. Модель Zeekr 001 поставляется не через официальные каналы Geely, а через неофициальных поставщиков или частными лицами. В Китае первый владелец получает МА, сканируя QR-код на экране автомобиля при покупке у дилера, и связывая его с китайским номером телефона. В России машина часто поступает с уже зарегистрированным МА на неизвестного владельца из Китая, что создаёт трудности с перепривязкой.

Регистрация МА требует номер телефона с кодом +86 и аккаунт в WeChat, получить которые в России сложно. Для регистрации WeChat нужно подтверждение от пользователя с активным профилем (желательно из Китая), а покупка виртуального номера стоит 50—300 долларов и не всегда работает стабильно. Пользователи жалуются, что даже с номером регистрация может заблокироваться из-за языкового барьера — техподдержка Zeekr общается только на китайском языке.

Третья проблема — бюрократия и санкции. Переоформить МА на себя можно, отправив в техподдержку Zeekr пакет документов: фото паспорта, прав, VIN-кода, страховки, селфи с паспортом и тому подобное. Всё это сопровождается заявлением на китайском языке (например, «你好,我的车在国外,我是车主,麻烦帮我过户主账app 到我的手机号 +86…»). Но с 2022 года из-за санкций россиянам часто отказывают в перерегистрации. На форумах, таких как DRIVE2, владельцы отмечают, что поддержка может игнорировать запросы или отклонять их без объяснений, ссылаясь на «региональные ограничения».

Четвёртый момент — это зависимость от посредников. Многие обращаются к компаниям, которые обещают оформить МА за 300—500 долларов, но результат не гарантирован. Вместо МА могут выдать семейный (фэмели) аккаунт (FA) с ограниченной функциональностью — без возможности обновления ПО или привязывания Bluetooth-ключей. Некоторые пользователи сталкиваются с мошенничеством: деньги берут, а аккаунта не предоставляют.

Вторая трудность — технические сложности. Даже с полученным MA для его активации нужна китайская SIM-карта с интернетом или роутер с китайским DNS, чтобы машина «думала», что находится в Китае. Это нужно для обновления прошивки, но в России такие карты – редкость (или требуется перепайка), а настройка роутера требует технических знаний, отпугивая неопытных владельцев.

Российские покупатели Zeekr 001 сталкиваются с рядом проблем: отсутствие официальной поддержки, языковой барьер, санкционные ограничения и зависимость от посредников. Это существенный минус для такого продвинутого автомобиля, ведь без МА теряется часть его «умных» функций. Это особенно обидно за цену в 6—7 миллионов рублей. Выход — либо ждать официального запуска Zeekr на российском рынке, либо быть готовым к дополнительным трудностям и расходам.

Итого

Имея небольшой опыт эксплуатации Zeekr 001 2024 года, могу сказать, что этот электромобиль вызвал противоречивые эмоции. После нескольких дней вождения впечатляет технологичность и качество, но некоторые моменты разочаровывают и пока не позволяют назвать его идеальным выбором, особенно для России.

Технологичность Zeekr 001 — его козырь. Мощность в 788 лошадиных сил, разгон до сотни за 3,3 секунды, лидар, автопилот на базе Nvidia Orin X и 800-вольтовая архитектура зарядки делают его настоящим конкурентом электромобилям премиум-класса вроде Porsche Taycan. Салон с кожей Nappa, массажными сиденьями, поворотным 15,6-дюймовым экраном и атмосферной подсветкой «водопад» создаёт ощущение роскоши, а просторный багажник и задний экран для пассажиров добавляют практичности. Качество сборки тоже на высоте: зазоры ровные, материалы приятные, а пневмоподвеска обеспечивает комфорт даже на неровных дорогах. Это машина, которая кричит о будущем — громко.

В обратную сторону бросается недостаточно качественная локализация. Меню на английском и иероглифах, несовершенный голосовой ассистент и запутанные уведомления на китайском выглядят как огрехи для автомобиля, стремящегося к мировому рынку. Тормоза также требуют улучшений: несмотря на Brembo и рекуперацию, они мягкие и недостаточно информативные для такой динамики. После разгона хочется большей уверенности при торможении, но её нет. Отсутствие официальной гарантии в России – серьёзный минус. Покупка «серого» Zeekr через дилеров или частников означает оплату ремонта сложных систем вроде лидара или батарей своими средствами, а запчасти придётся ждать месяцами. Не совсем легальные способы обхода ограничений с получением и передачей мастер-аккаунта усложняют эксплуатацию электромобиля, особенно при последующей перепродаже Zeekr.

Zeekr 001 — технически совершенный автомобиль с характеристиками спортивного автомобиля и комфортом класса люкс. Для российских пользователей требуется доработка. При готовности мириться с языковыми барьерами, недостатками тормозной системы и рисками обслуживания, автомобиль подарит множество эмоций и восхищение окружающих. Однако для меня эти недостатки пока слишком велики: я бы предпочёл подождать, пока Geely улучшит локализацию и организует официальную поддержку в России. Zeekr 001 близок к идеалу, но на данный момент представляет собой скорее яркий эксперимент, чем бесспорный лидер.