Китайский процессор Loongson 3A6000 на архитектуре LoongArch: применение в реальных сценариях

Китайский процессор Loongson 3A6000 собственной архитектуры LoongArch: испытание производительности.

Продолжаем рассматривать не самый обычный процессор и системы на его основе — китайский Loongson 3A6000, основанный на собственной архитектуре компании. В первой части статьи протестировали производительность процессора и ПК на его основе в широком наборе бенчмарков, определив в итоге, что китайский CPU по показателю количества исполняемых инструкций за такт в целом практически догнал западные архитектуры нескольких поколений назад — вроде Zen 1, хотя всё ещё очень сильно отстает от современных процессоров AMD и Intel. Но можно ли работать на таких системах, будет ли этот процесс достаточно комфортным и есть ли какие-то подводные камни, сходу незаметные?

Западные конкуренты имеют превосходство не только по тактовой частоте, количеству ядер и итоговой производительности, но и по распространенности архитектуры и высокому качеству оптимизации под известную архитектуру x86. Это важно в практическом применении: в первую очередь оптимизируют тесты, а для работы ПО на редких архитектурах иногда вообще не найти — по крайней мере, в родном исполнении, без необходимости использования бинарной трансляции x86-кода в родной. Но помимо отсутствия нужных программ и плохой оптимизации есть практические шероховатости и особенности при работе, которые могут заметно отличаться от привычных систем на основе процессоров AMD и Intel. В этом материале рассмотрим их.

Аппаратное обеспечение

У нас было две разные системы на базе Loongson 3A6000: готовый китайский ПК с полным комплектом аппаратного обеспечения и отдельная системная плата XC-LS3A6M с установленными процессором и воздушным кулером, немного отличающаяся по возможностям. Процессоры в системах — одинаковой модификации, отличаются только датой изготовления и установлены прямо на соответствующие платы.

Сначала рассмотрим готовую систему компании PNXC, изображённую на фото в начале статьи. Она основана на системной плате PN-L530A, использующей чипсет 7A2000 и припаянный процессор Loongson 3A6000 модификации HV с комплектным воздушным кулером, а также дополнительными комплектующими: накопителем для данных и модулем оперативной памяти. Дополняет этот ПК блок питания и компактный корпус — удобный и просторный, скорее даже излишне большой для столь простой системы.

Система оборудована твердотельным накопителем Kimtigo TP3000 объёмом 512 ГБ и одним модулем оперативной памяти DDR4-3200 той же компании Kimtigo, имеющим объем 16 ГБ и тайминги CL22. На плате два разъема для памяти, и контроллер Loongson 3A6000 способен работать в двухканальном режиме. Лучшим выбором было бы установка двух модулей, но производителю нужно подобрать совместимые комплектующие, которые заработают на достаточно высокой частоте – далеко не любые модули способны на работу в двухканальном режиме DDR4-3200, а настроек памяти в BIOS Setup нет.

Для охлаждения одной из самых мощных версий рассматриваемого китайского процессора, предназначенного для настольных компьютеров, используется довольно простая по современным меркам система охлаждения: невысокий алюминиевый радиатор и небольшой вентилятор. Такого кулера достаточно для охлаждения Loongson 3A6000, который не нагревался выше 60-65 градусов в тестах. На чипсете также есть небольшой алюминиевый радиатор без вентилятора.

Всё остальное в системе вполне привычно для простых ПК: достаточное количество разъемов: слоты PCIe x16, x8 и x4, четыре SATA-порта, слоты M.2 2280 и 2230, а также Ethernet-розетка, видеовыходы HDMI и VGA, множество USB-портов (3.0 и 2.0) на передней и задней панелях. Там же есть аудиоразъемы. А из необычного по современным меркам можно отметить разве что COM-порт, полезный в некоторых специфических применениях, вроде разработки ПО для различных контроллеров.

Вторая система построена на плате XC-LS3A6M. Создание и производство платы якобы осуществляла известная компания Asus, хотя ее имя нигде не указано. Плата использует напаянный процессор Loongson 3A6000, что логично, ведь апгрейда не предполагается, и имеет предустановленный кулер. Вот так выглядит плата без системы охлаждения:

Система охлаждения для процессора установлена довольно простая, но уже чуть большего размера и несколько более эффективная. Хотя это и не нужно: даже при разгоне Loongson слегка избыточные возможности этого кулера не пригодились. Алюминиевый радиатор на чипсете также покрупнее.

Система XC-LS3A6M имеет черный текстолит, стоит дороже обычной зеленой и предлагает больше возможностей для расширения: количество слотов памяти, PCIe и M.2 одинаковое, но на XC-LS3A6M есть второй сетевой адаптер и разъем для подключения внешнего порта USB 3.2 формата Type C. Без документации непонятны некоторые тонкости работы применяемых контроллеров и разделение линий PCIe, а толковых документов у производителя нет.

Плата также довольно простая, но здесь есть диагностические возможности в виде динамика и POST-индикатора, а система питания несколько мощнее (что не особенно нужно для текущих вариантов Loongson). А вот то, что у платы есть сразу два гигабитных Ethernet-контроллера, может быть полезно для применения этой системы в сетевой инфраструктуре.

Для нас интересно, что у этой платы расширены возможности BIOS Setup: есть настройки разгона и аппаратный мониторинг. Ничего особенного не дают и давно привычны по x86-системам, но в случае редких CPU и систем на их основе присутствуют далеко не всегда. Декларируется возможность разгона процессора, и по данным китайских исследователей, при использовании воздушной системы охлаждения частоту CPU можно поднять до 2,6 ГГц и выше, а при использовании жидкого азота — вплоть до 3 ГГц. Это мы еще проверим на практике чуть позднее, а сейчас переходим к программной части.

Операционные системы

Разговор о программной стороне вопроса всегда начинается с операционных систем. Понятно, что никаких версий привычной Windows ожидать не приходится, это просто не нужно Microsoft. Так что остаются только специальные версии Linux. Полноценных ОС с официальной поддержкой архитектуры LoongArch на момент подготовки материала было лишь две: Loongnix и UOS. Хотя есть ещё и тестовые сборки российской Alt Linux, а со временем поддерживаемых систем станет больше.

Получив готовую систему PNXC, мы обнаружили предустановленную операционную систему UOS на базе Linux. На плате Asus в тестах использовалась Loongnix, также основанная на Linux. Вкратце поделимся впечатлениями от обеих систем, которые главным образом различаются внешним видом. Внешне применяемые оболочки не сильно отличаются от других современных операционных систем.

УОС (то ли Unity Operating System, то ли Unified Operating System) — операционная система на базе дистрибутива Deepin, основанного на Debian, разработанная компанией UnionTech по заказу правительства КНР для замены иностранных операционных систем. Существуют варианты для настольных и серверных систем, первые версии вышли в 2019 году. УОС ориентирована на китайский рынок и предназначена для замены Microsoft Windows, поддерживает аппаратные платформы Zhaoxin, Loongson, Sunway, а также процессоры на базе архитектуры ARM.

Для работавших с Linux в UOS ничего особенно нового. Неудобством стало получение прав суперпользователя (root): регистрация по телефону, электронной почте или мессенджеру WeChat. Телефонный вариант не работает, нужен китайский номер. По электронной почте код подтверждения приходит так поздно, что истекает срок его годности. Поэтому единственным рабочим вариантом оказалось подтверждение через WeChat. Не хватает перевода с китайского языка для части ПО, включая магазин приложений, об этом позже.

В составе операционной системы есть практически всё самое необходимое для базовой работы: интернет-браузер, медиаплеер и магазин приложений, о котором мы ещё поговорим. Есть также довольно удобная утилита системного мониторинга, полезная для понимания, какое ПО и как использует определённые ресурсы системы, что особенно важно в случае не слишком мощных компьютеров. В общем же, UOS — это довольно приятно и современно выглядящая операционная система со всеми основными возможностями, необходимыми для обычного пользователя.

Вторая операционная система (Loongnix), используемая китайскими системами, основана на Linux и поддерживается компанией Loongson Technology Corporation.
Она существует в изданиях для ПК, для серверов и для встроенных систем. Из названия понятно, что она предназначена исключительно для процессоров Loongson и не имеет поддержки других архитектур.

Оболочка Loongnix выглядит несколько проще и строже, в ней меньше визуальных деталей, но в остальном это почти то же самое, ведь она основана на той же версии ядра Linux, просто имеет иную графическую оболочку и отличающийся набор программного обеспечения. Настройки в ней тоже попроще, и в целом она выглядит более плоско и классически.

Мы столкнулись с проблемой: не все части ПО переведены с китайского. С мусорной корзиной можно смириться, но для работы с установщиком пакетов ПО, который на китайском языке, пришлось воспользоваться переводчиком. Обе системы имеют перевод на английский и русский, причем приличного уровня, но некоторые фрагменты не переведены.

И всё же, при всем сходстве (скорее даже не визуальном, а внутреннем) двух систем, есть некоторая разница в производительности, связанная с отличиями в устройстве ОС и разной степенью оптимизации (напомним, что UOS — более универсальная система, предназначенная для разных архитектур, в отличие от Loongnix). Мы уже приводили в первой части статьи таблицу с результатами Stress-NG — специализированной утилиты для комплексного нагрузочного тестирования аппаратного обеспечения большим количеством различных тестов.

Показать исходные данные

По результатам тестирования процессор Loongson под управлением операционной системы Loongnix чаще работает быстрее, чем под UOS. В отдельных тестах разница может доходить до полуторакратной, хотя это скорее исключения. Но разницу отмечали и в других бенчмарках: в немалом количестве тестов именно Loongnix обеспечивает несколько большую производительность — чаще всего на 2%-4%, зато стабильно, а иногда и больше.

В частности, на системе с Loongnix на 10% быстрее осуществляется сжатие в форматах 7zip и zstd, gzip был аж на 18% быстрее, а параллельный bzip2 — сразу на 23%. Сжатие, а вот распаковка ничуть не ускорялась. Некоторое увеличение производительности было отмечено и в криптографических тестах (12%-14% в aircrack-ng и bork), а также в высокопроизводительных вычислениях (parboil и amg). В редких тестах наблюдалось и обратное соотношение производительности: UOS чуть быстрее в rawtherapee и n-queens.

В нашем кратком обзоре операционных систем для Loongson нельзя обойти стороной российскую разработку: компания «Базальт СПО» подготовила предварительную сборку операционной системы «Альт» на основе Linux с графической средой для китайских процессоров с архитектурой Loongarch64. Это единственная российская ОС, работающая с этой платформой. Ее можно установить на ноутбуки, рабочие станции и сервера на базе Loongson, а затем работать в ней с программами вроде LibreOffice, Firefox, GIMP и другим ПО.

Портирование было выполнено ещё прошлым годом, но продолжает развиваться. Разработчикам компании удалось адаптировать свою ОС всего за девять месяцев, активную поддержку им оказали представители китайского разработчика процессоров, предоставив подробную документацию и серверы для тестирования. На момент написания статьи была доступна сборка на основе графического интерфейса Xfce от середины июня текущего года, в дальнейшем планируется релиз дистрибутивов для LoongArch64. Мы пока что не тестировали эту ОС подробно, но возможности и особенности давно известны пользователям. Единственное, что нужно понимать: это всё ещё предварительная сборка ОС с некоторыми шероховатостями и недостатками.

Программное обеспечение

Как мы уже упоминали, в составе операционной системы UOS есть собственный магазин приложений — в современных ОС без этого никуда. Пользователю нужна удобная среда для поиска и установки ПО. Магазин достаточно продвинутый и обширный, предлагает много возможностей. Единственный недостаток для пользователей не из Китая — отсутствие перевода большой части надписей с китайского языка на любой другой. Но догадаться или перевести текст переводчиком при помощи камеры мобильного телефона обычно вполне получается.

Есть разделы по категориям ПО, по рейтингу и т.п., поддерживается автоматическое обновление, есть отзывы пользователей — всё как полагается современному магазину приложений. Однако количество представленных программ невелико — несравнимо с возможностями выбора в более популярных системах. К примеру, в магазине нет (по крайней мере, не было на момент подготовки материала) даже полноценного офисного пакета. Ни в комплекте ОС, ни в магазине его не найти, хотя при помощи поиска мы обнаружили на китайском сайте пакет WPS Office в родной для LoongArch64 версии.

WPS Office ранее был известен как Kingsoft Office — это офисный пакет, созданный китайской компанией Kingsoft Corporation в качестве альтернативы Microsoft Office. Этот продвинутый офисный пакет доступен для разных операционных систем: Windows, Mac OS, Linux, Android, iOS и HarmonyOS. В нем есть всё необходимое для работы: редакторы текста и таблиц, программа для создания презентаций и др.

WPS имеет свои плюсы и минусы, но это точно не лучший офисный пакет. Для редких систем главное, что он есть, его достаточно легко скачать и установить. Единственное, что слегка напрягло — устаревшая версия 11.1 (см. скриншот) для LoongArch64, хотя уже существует 12.2 для Windows. В ней могут не быть некоторых современных возможностей, но работать вполне можно.

Что касается комфорта при работе, то интереснее всего показалось то, что при выводе информации в разрешении Full HD (1920×1080, поддерживается частота обновления до 120 Гц) работать с документами вполне комфортно даже на системе со слабым встроенным графическим процессором, а вот при выводе в 4K (тут уже будет только 30 Гц) избалованные современными мощными x86-системами пользователи почувствуют очень значительные проблемы обновления информации на экране. Причем это связано не только и не столько с частотой обновления 30 Гц, в 4K картинка обновляется весьма неспешно именно из-за слабости встроенного графического процессора.

Производительность встроенного видеоядра сильно зависит от режима работы памяти: одноканального или двухканального. В тесте GLmark2 при разрешении Full HD встроенный GPU в режиме одноканального DDR4 набирает 40 баллов, а в двухканальном — уже 70 баллов, почти вдвое больше, и улучшение видно невооружённым глазом. Между разными ОС есть отличия: приведенные значения получены в UOS, а в Loongnix в режиме двухканального работы получилось уже 110 баллов, да и в целом работать в ней несколько удобнее. Хотя UOS несколько красивее. Выбор за пользователем.

Есть ещё вариант установки дискретной видеокарты, хотя поддерживаются только не самые современные видеокарты AMD Radeon. Nvidia не предлагает драйверы с открытым исходным кодом, поэтому их нельзя скомпилировать под другие процессорные архитектуры. Мы установили в систему Radeon RX 480 и получили почти 5000 баллов в GLmark2 — результат выше даже не в разы, а на порядки! Правда, в другом тесте графики GPU Drawing утилиты HardInfo разница между встроенным GPU и Radeon получилась заметно меньше: в одноканальном режиме работы памяти — 2283 балла, в двухканальном режиме — 4108, а с Radeon RX 480 — 13152 балла. Но самое главное, что разница между встроенным видеоядром и довольно слабым дискретным GPU видна даже невооружённым взглядом при обычной офисной работе. Так что мы бы рекомендовали установку дискретной видеокарты — ну, или хотя бы двух модулей памяти для двухканального режима.

Браузеры в обеих ОС примерно одинаковые, основаны на Chromium с открытым исходным кодом, так что будут вполне привычными для пользователей. Работать в них достаточно комфортно только при небольшом количестве открытых страниц, не слишком обильно заполненных сложной графикой и анимацией, в противном случае система становится не слишком отзывчивой и задержки непозволительно увеличиваются.

В целом можно сказать, что обе системы вполне работоспособны и могут обеспечить достаточный комфорт нетребовательным пользователям при использовании несложных документов и не слишком активной работе фоновых задач — но только в разрешении Full HD. Со столь слабыми системами на большее и не рассчитано, так что значимым недостатком это назвать нельзя.

Просмотр видеороликов

Еще одной важнейшей задачей любого современного ПК является просмотр видеороликов различных форматов в самых высоких разрешениях. Казалось бы, с этим неплохо справляются даже устаревшие мобильные чипы, но у них есть специализированные блоки для аппаратного ускорения декодирования видеоданных, разгружающие остальные компоненты системы от этой задачи. А для встроенного GPU компании Loongson аппаратное ускорение декодирования видео не заявлено.

В практике мы обнаружили разницу между операционными системами и медиаплеерами, которая может быть связана с разницей в степени постобработки видеоданных. Пример: UOS и VLC справились неплохо только со старыми видеоформатами вроде MPEG2 и MPEG4, и только в разрешении Full HD. Уже при просмотре H.264 центральный процессор загружается на 50%-80%, декодирование в формате H.265 не выполняется вовсе, теряются кадры, а почти любой формат в 4K-разрешении даже не пытается выводиться на экран. Много потерянных кадров при высокой загрузке процессора делают просмотр роликов неудобным.

Встроенный в UOS медиаплеер умеет декодировать и 4K, и H.265, но в полноэкранном режиме выводит очень мало кадров, пропуская большую их часть. Плеер пытается декодировать даже 8К, но совсем медленно. Если какое-то ускорение здесь работает, то вывод на экран в разрешении 4K всё портит, особенно при одноканальном режиме работы памяти. При переходе к разрешению Full HD и использованию двухканальной памяти плеер вполне прилично воспроизводит даже 4K-ролики, хотя загрузка CPU в этом случае бывает по 60%-70%, это зависит от форматов видеоданных. А декодирование HEVC в HDR вообще не работает.

Понятно, что можно попробовать перебирать ПО и кодеки, но такой глубокой цели в этот раз у нас не было. Интересно, что в операционной системе Loongnix получилось почти с точностью до наоборот: встроенный в систему плеер довольно медленный и пропускает кадры даже в разрешении Full HD, а вот VLC работает довольно хорошо, хотя и не сильно лучше встроенного плеера в UOS. Потерь кадров всё равно довольно много — см. статистику проигрывания на иллюстрации. И не хватает именно возможностей GPU по декодированию, потому что в системе с установленной дискретной видеокартой Radeon RX 480 всё было намного лучше: практически все видеоролики «летают», кроме разве что 4K HDR HEVC и 8K.

Учитывая подобные возможности (точнее — их отсутствие) встроенного GPU, вовсе не удивительно, что и с проигрыванием потоковых роликов дела обстоят довольно печально. Мы тестировали еще во времена полноскоростного YouTube, и если с декодированием и выводом роликов в Full HD даже при 60 FPS система справляется (правый скриншот), то в 4K при 60 FPS смотреть толком не получалось — пропускается каждый второй кадр, и плавного воспроизведения достичь не удалось. В общем, снова подтверждается вывод из «офисной» части обзора: мощности системы на базе Loongson вполне хватает для разрешения Full HD, но недостает для чего-то большего.

Возможности разгона

Мы уже писали, что одна из протестированных системных плат (XC-LS3A6M) предлагает некоторые возможности по разгону процессора, и в её BIOS Setup действительно есть соответствующие настройки. К сожалению, у нас не было аппаратных возможностей по захвату изображения в таком режиме, а привычный программный метод снятия скриншотов в этих BIOS Setup не сработал, поэтому далее будут фотографии экрана с соответствующими пунктами.

В подразделе настройки производительности есть возможность выбора профиля разгона, изменения количества шагов тактовой частоты, выбора самой частоты процессора, а также регулировка напряжения процессора. В принципе, всё необходимое для разгона процессора вроде бы имеется, но мы бы хотели видеть ещё и возможность выбора частоты и настройку таймингов памяти.

По выбору оверклокерам доступно четыре предустановленных разгонных профиля, отличающихся максимальной устанавливаемой частотой. Единственным полезным на практике является ручной профиль, позволяющий пользователю самостоятельно выбрать собственные значения из предлагаемых. Напряжение процессора можно изменять от 1,15 В до 1,30 В с шагом в 0,05 В.

…а частоту CPU при самом широком профиле уровня Fine-Tuning можно поднять с родных 2,5 ГГц аж до 3,2 ГГц! Но шаг между значениями переменный, и если ближе к максимальным значениям он составляет 25 МГц, то между 2,5 и 2,7 ГГц — лишь 100 МГц, и с учетом «сверхмощного» разгонного потенциала Loongson 3A6000 мелкие шаги имели бы определенный смысл именно в нижнем диапазоне.

Что касается самого разгонного потенциала, то хотя некоторые китайские энтузиасты при помощи системной платы XC-LS3A6M таки смогли разогнать Loongson 3A6000 с использованием воздушного охлаждения до 2,63 ГГц (вероятно, с иной версией BIOS, потому что у нас такого значения в списке доступных не было), а с жидким азотом — и до 3,0 ГГц, наши опыты были менее успешными. Система запускалась и на 2,7 ГГц, но тесты производительности со временем вызывали программные ошибки и зависания, что говорит о невозможности стабильной работы процессора на такой частоте.

Возможно, Loongson 3A6000 способен достичь высоких частот при использовании жидкого азота. Но с обычным воздушным охлаждением наш экземпляр ограничен частотой 2,6 ГГц, что нельзя назвать серьезным разгонным потенциалом. При частоте 2,8 ГГц наша система вообще не стартовала. При 2,75 ГГц и напряжении 1,30 В выдавала много ошибок (перегрев отсутствовал). При 2,70 ГГц (пробовали и 1,30, и 1,25 В) ошибок было меньше, но они никуда не исчезли. На частоте 2,60 ГГц система работала, обеспечивая лишь 4% прироста. Дело точно не в системе охлаждения, так как CPU разогревался не слишком сильно. Впрочем, поставить водяную систему охлаждения у нас не получилось из-за мешающих элементов на плате, расположенных близко к процессорному разъему, хотя сами посадочные места кулера совпадают с тем, что использует Intel для своих современных процессоров.

Результаты некоторых успешно завершённых тестов показали, что при частоте 2,7 ГГц (что соответствует +8% к родной частоте) система на базе Loongson 3A6000 работала на 6%-8% быстрее почти во всех отработавших без ошибок тестах, включая все тесты сжатия данных и некоторые из синтетических тестов: coremark, core-latency и cachebench. Увеличение тактовой частоты соответственно сказалось и на производительности кэш-памяти. Если китайским инженерам в будущем получится заметно повысить тактовые частоты их процессоров, то это даст соответствующий прирост производительности.

Тонкости практического использования

Нам осталось поговорить о некоторых деталях практического использования систем на основе Loongson, не охваченных в предыдущих разделах. Речь идет об эмуляции x86 при помощи двоичной трансляции x86-кода в LoongArch64. Для ускорения этого у процессоров Loongson есть специальные возможности, но всё не так просто. В отличие от Apple, которая легко и быстро сделала режим эмуляции x86-кода для своих устройств, так как аппаратное и программное обеспечение контролирует одна компания, в мире Windows и Linux всё сложнее. Microsoft не особо заинтересована в LoongArch-версии Windows, поэтому приходится ограничиваться Linux.

Хотя сама эмуляция x86 является в основном программной задачей, для более эффективной работы нужны определённые аппаратные возможности. У Loongson есть специальные инструкции для ускорения трансляции (LBT, Loongson Binary Translation), но даже при их использовании китайский процессор не сможет исполнять x86-код так же эффективно, как родной для себя или как это делают процессоры AMD и Intel с x86-кодом. При эмуляции всегда будут накладные расходы на трансляцию, зависящие от нагрузки, поэтому критически важные для производительности приложения желательно компилировать именно в родной LoongArch64-код.

Даже при наличии инструкций 128-битной расширенной векторной обработки LSX и 256-битных инструкций расширенной векторной обработки LASX полностью эмулировать тот же набор инструкций AVX2, не говоря о AVX-512, непросто. Инструкции явно не полностью соответствуют тем, что есть у x86-систем. Перевод AVX/AVX2 в LSX/LASX — очень сложная задача, хотя наверняка решаемая с той или иной эффективностью.

Мы протестировали работу LATX на системе Loongnix. Вкратце: подходит лишь для очень важных программ, отсутствующих в варианте для LoongArch64, так как архиватор 7zip в режиме эмуляции x86 с трансляцией LATX работает почти вдвое медленнее родного кода для процессора LoongArch64. С помощью Wine можно даже играть в игры для ПК (для поддержки современных версий DirectX нужен ещё и DXVK, но настроить всё это не так уж просто), но кадровая частота настолько низкая, что практического смысла нет.

Выводы

В первой части статьи мы постановили, что Loongson 3A6000 по эффективности и количеству исполняемых инструкций за такт примерно равен Zen первого поколения: китайский процессор почти всегда был близок к Ryzen 5 1500X, работающему на пониженной частоте 2,5 ГГц. Сама Loongson сравнивает свой 3A6000 чаще с чем-то вроде Intel Core i3-10100, но и этот процессор имеет более высокую тактовую частоту 4,3 ГГц по сравнению с 2,5 ГГц у китайского CPU. А ведь у AMD и Intel есть и модели с большим количеством вычислительных ядер и ещё более высокой тактовой частотой. Так что 3A6000, который на сегодня является лучшим процессором для настольных ПК этой компании, вряд ли может конкурировать даже с сильно устаревшими процессорами AMD и Intel.

Если говорить о состоянии дел с непопулярным и нераспространенным ПО, то оно либо вообще отсутствует в версии для LoongArch, либо в нем нет специфических оптимизаций под его архитектуру. Не все программы умеют использовать SIMD-наборы инструкций китайского процессора, что требуется для высокой производительности, и в повседневной работе не любое нативное ПО будет работать столь же быстро, как на близких по теоретической мощности процессорах AMD и Intel. Что-то придется запускать в режиме двоичной трансляции x86-кода, что еще больше снижает производительность систем на основе китайского CPU.

Хотя Loongson 3A6000 является самым мощным процессором китайской разработки и производства из предназначенных для настольных ПК, пользователи, избалованные современными процессорами Intel и AMD, вряд ли посчитают приемлемой задумчивость и общую медлительность систем на основе китайского CPU. Причем дело даже не только в вычислительных ядрах процессора. На практике еще большим ограничением оказалось встроенное видеоядро, которое не обладает высокой скоростью вывода информации и, судя по всему, не имеет аппаратных блоков ускорения декодирования видеоданных. Так что мы бы рекомендовали применение хоть самой простой, но всё же дискретной видеокарты уровня хотя бы Radeon RX 550.

В итоге системы на базе процессора Loongson 3A6000 подходят только для самых простых офисных систем в тех сферах, где по тем или иным причинам неприемлемо применение западных процессоров. ПК на лучшем китайском CPU обеспечит минимальный комфорт при работе с несложными документами и неспешном веб-серфинге. А для приемлемой плавности при просмотре видео потребуется установить дискретную видеокарту или хотя бы использовать со встроенным GPU двухканальную память — и ограничиться разрешением Full HD.

Производительности и возможностей китайского процессора достаточно лишь для несложных задач, да и то с некоторыми ограничениями. Большинство китайских потребителей, которым потребуется перейти на процессоры собственного производства, сделают это без проблем: производительности для простых повседневных задач вроде браузера, почты и офиса будет вполне достаточно для подавляющей части пользователей ПК. Для большего инженерам компании Loongson предстоит еще очень много работы, чтобы достичь уровня хотя бы не самых современных CPU и GPU. Тем не менее, можно предположить, что отставание от западных разработок будет сокращаться. Главное — обратить большее внимание на программную часть, которая оказывает куда большее влияние на принципиальную возможность использования ПК на основе Loongson, чем сам по себе процессор.

Платформа китайской компании вполне жизнеспособна, ее можно использовать уже сейчас в офисных и домашних форматах, но только если не предъявлять требований к выбору конкретного ПО, которое может существовать лишь в виде x86-совместимого. Порой приходится менять все привычки при переходе с одного ПО на другое — как в случае офисных пакетов, где Microsoft Office придется заменить на менее функциональный WPS Office, имеющий значительные ограничения для активных пользователей пакета производства Microsoft. Основная беда всех слабо распространенных архитектур заключается или в полном отсутствии необходимого для них ПО или в недостатке оптимизации, так что дело за развитием соответствующих средств разработки и переносом на китайскую архитектуру более привычных программных пакетов. Дело это небыстрое, и явно не все производители ПО решат выпускать специальные версии для Loongson. Но если устранить существующие недостатки в виде малого количества родных версий ПО под эту архитектуру, то системы на основе китайских CPU станут еще более подходящими для повседневного использования.