Испытания новой Лада Весты: возвращение стабилизатора и других актуальных функций

АвтоВАЗ выпускает на рынок флагманскую Lada Vesta, уровень оснащения которой близок к версии до введения санкций и обрыва цепей поставок. Новая модель 2024 года оснащена ESC — электронной системой контроля устойчивости. Также у неё светодиодные поворотники, подогрев передних кресел на три ступени, подсветка бардачка, динамическая разметка камеры заднего вида и электропривод складывания наружных зеркал.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Планомерно, малыми дозами

27 сентября Lada Vesta отметила девятую годовщину со дня своего выпуска. В этот день я был на заводе «Lada Ижевск», где началось производство электрического «Ларгуса». Вспомнили и о флагмане модельного ряда, ведь именно там, в феврале 2022 года, в столице Удмуртии состоялся запуск «Весты». Рабочие, с которыми я пообщался, сожалеют о «потере» модели, которая позже вернулась в Тольятти. Говорят, «Ларгус» хорош, но с «Вестой» было интереснее.

После разрыва связей со вчерашними партнерами по «Альянсу Renault-Nissan» Lada Vesta столкнулась с трудностями. Ранее недоступные опции теперь предоставлялись в ограниченном количестве. Вера Москалюк, заместитель директора проекта «Семейство автомобилей Vesta», отметила: «Задача состояла в том, чтобы привести машину к состоянию, которое планировалось представить на рынке в 2022 году». Весной 2024 года был запущен новый этап — выпуск автоматической трансмиссии. Покупатели отреагировали позитивно: продажи резко возросли. В мае было реализовано рекордное количество машин — 15 009 единиц, что увеличило рыночную долю Lada Vesta до 11,1%.

1,8-литровый 122-сильный мотор и китайский CVT

«Уже полгода «Веста» ездит на вариаторе, и автовладельцы практически не жалуются на его работу, — сказал Евгений Исаев, заместитель главного инженера проекта Lada Vesta. — Коробка демонстрирует себя с наилучшей стороны. Поставщик опытный, уже не первый год устанавливает эту коробку на другие машины, рекламаций нет. Задача «АвтоВАЗа» в совместном проекте была адаптировать и проверить коробку на своей машине. Калибровочный алгоритм разработали наши инженеры. Мы знали сильные стороны своего ДВС, где его моментные показатели особо эффективны, и попросили партнеров выполнить всё, что требовало наше техническое задание. Нужно было подчеркнуть моментные характеристики, спортивность и живость связки «мотор-трансмиссия», считаю, что у нас это получилось».

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Разработка сотрудничества 1,8-литрового мотора мощностью 122 лошадиных силы с китайским CVT заняла почти год. Но результат очевиден: если прежний двигатель объемом 1,6 литра и японский вариатор Jatco проходили первую сотню за 15 секунд, то пара 1.8 Evo + китайский CVT делает это на 3 секунды быстрее. На испытательном стенде — аккуратный старт, практически полное отсутствие рывков в различных режимах. Виртуальные передачи сменяют друг друга быстро и плавно, чувствуется стремление вариатора быть похожим на традиционный гидротрансформатор.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Новая спарка не всегда моментально реагирует на нажатие педали газа. Вариатор нуждается в паузе для разгона, а затем громким гулом указывает на свой замысел. Сложнее всего это происходит на скоростях выше 120 км/ч, поэтому маневры лучше планировать заранее, оценив обстановку на дороге. Но к поведению машины быстро привыкаешь и начинаешь ездить правильно.

Возможна смена режима управления трансмиссией на ручной. Действия просты: рычаг вперед — пониженная передача, рычаг на себя — виртуальная ступень добавлена. Электроника мгновенно переключает наверх при достижении предельных оборотов, не давая зайти в отсечку. Такая езда кажется более послушной и прогнозируемой. Водителю доступен полный контроль ситуации, знание своих желаний и времени их осуществления. Ручной режим может понравиться молодежи, если им не будет лень использовать голову и правую руку. Попытки перегрева CVT в разных режимах оказались безуспешными.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Силовая установка придает движению динамику, что особенно заметно с мотором 1.8 Evo. Однако это влечет за собой повышенный расход топлива (до 11-12 л/100 км), который может потребовать частых посещений заправок. При езде экономичным режимом расход снижается до 8-9 л/100 км.

Под напором машина легко входит и выходит из колеи. Однако чрезмерное ускорение может привести к тому, что руль ненадолго станет неуправляемым. Хотя это не критично, ситуация немного настораживает. Рулевое управление нуждается в донастройке, которые проводятся на заводе.

ESC — своя, родная

«Веста» возвращает ожидаемые опции, — сказала Вера Москалюк. — Улучшили технику, пересмотрели акценты. В наборе всё сбалансировано. Каждая опция ориентирована на безопасность и комфорт. С новыми-старыми опциями можно продавать столько, сколько захочется. Не все функции вернулись в машину, например, нет бесключевого доступа, атмосферной подсветки и климат-контроля, но это появится в ближайшем будущем, утверждают представители «АвтоВАЗа».

Появление системы стабилизации курсовой устойчивости ESC стало серьезным шагом вперед. Возможно, кому-то ближе аббревиатура ESP, но это, как известно, запатентованный бренд прежнего поставщика электроники для «АвтоВАЗа» концерна Bosch. Именно поэтому предпочтение было отдано более нейтральному названию, которое используют рядом известных автопроизводителей.

Текущий ESC — исключительно российский продукт, его создали инженеры НПП «Итэлма» совместно с коллегами из тольяттинского автоконцерна. Компания обладает большим опытом в области автоэлектроники, — подчеркнул Евгений Исаев. — До кризиса они производили для нас цифровую комбинацию приборов, это наш давний поставщик, просто раньше объемы поставок были не такими значительными. В связи с отказом Bosch продолжать сотрудничество с «АвтоВАЗом» возникла потребность в новом поставщике электронных систем. Проведен открытый тендер, победу в котором одержала «Итэлма». По словам собеседника, компания продемонстрировала лидерские качества, сумев в короткие сроки выполнить заводское техническое задание. Сколько в системе компонентов от восточных партнеров, никто не скажет, но здесь важно понимать: мир давно глобальный, и так работают все автопроизводители без исключения.

По мнению Веры Москалюк, в технологию ESC не внесено ничего нового, с технической точки зрения система давно известна. В процессе разработки ее протестировали и проверили в летних и зимних условиях, пройдя суммарно 140 тысяч километров. Калибровка проводилась для всех силовых агрегатов и кузовов Lada Vesta, включая спортивный вариант.

ESC объединила функции, доступные на «Весте» с появлением ABS: ABS, система распределения тормозных усилий EBD, стабилизация в повороте CSC, гидравлический помощник торможения HBA, контроль устойчивости VDC, противобуксовочная функция TCS, предотвращение скатывания при трогании на подъеме HSA и автоматическое предупреждение об экстренном торможении AHW. «Этот набор не является уникальным, — отметила Вера Москалюк. — Мы выбрали то, что нужно нашему потребителю. Все «Весты» оснащены этими функциями».

Появившись на автомобиле ESC, как будто вернул важный элемент: повышение курсовой устойчивости и проходимости одновременно. Система, которую мы опробовали в ходе тест-драйва, работает деликатно: в простых дорожных ситуациях может допускать аккуратные отклонения автомобиля от курса. Но если происходит глубокий занос, например, из-за ошибки водителя, система вмешивается существенно: возвращение на прежнюю траекторию происходит активными и точными манипуляциями подтормаживания колес.

В сложных дорожных условиях система стабилизации может имитировать межколесные блокировки. Автомобиль установили по диагонали в проселке так, что правое заднее колесо было вывешено. При отключенной ESC тронуться с места не удалось: только пробуксовка и шум мотора. Включение ESC дало желаемый результат: электроника «прикусила» тормозные колодки, и мы смогли возобновить движение. Обратите внимание: ESC отключается клавишей на центральной консоли и автоматически активируется на скорости 57 км/ч.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Что конкретно вернулось

Включение камеры заднего вида теперь сопровождается подсказками в виде динамических элементов. Для них, как отметила Вера Москалюк, требовался датчик угла поворота рулевого колеса, и он вернулся вместе с ESC. Камера способна «пеленговать» даже тоненькие столбики-ориентиры и работает в комплексе с передними и задними датчиками парковки. Системы сбалансированы, но разведены по версиям. В базовых модификациях Vesta предлагается 4-канальная система, в топовых — 8-канальная, когда 12 датчиков «по кругу» автомобиля. Режим работы системы безопасной парковки можно персонализировать, например, выбрать громкость звука парктроника или просто его отключить.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

12 датчиков работают в новой системе контроля слепых зон. Это не новинство, но важная опция. Водитель может отключить систему, если уверен в себе на 100%. Система действует на скоростях от 30 до 130 км/ч, но срабатывает не всегда. Визуально система выглядит хорошо. Теперь наружные зеркала можно складывать кнопкой на двери водителя. Позже вернется стандартный алгоритм управления — с ключа-карты при включении зажигания.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Кнопка управления трехступенчатым обогревом передних сидений теперь расположена на консоли вместо того, где была в тоннеле. Подогрев заднего дивана есть, но пока греется только подушка. Вместо этого появился откидной подлокотник с двумя подстаканниками — по словам производителя, это было сделано по запросам покупателей.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Клиенты, как сообщается, попросили вернуть подсветку вещевого ящика — много таких обращений поступило на горячую линию компании.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Восстановлена возможность отключения подушки безопасности переднего пассажира для установки детского автокресла спереди.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Автоматические стеклоподъемники на всех дверях автомобиля «Веста» всегда были, однако передние стекла теперь оснащены режимом Auto и защитой от защемления. Работа механизмов выполнена в полном соответствии с мировыми стандартами автопрома. Проверка показала: всё функционирует должным образом.

Датчик дождя и света не изменился, управление сохранено на подрулевых переключателях, но поставщик новый. Алгоритм работы подогревателя форсунок омывателя синхронизирован с алгоритмом обогрева лобового стекла: оба одновременно включаются и отключаются при определенной температуре. Управление осуществляется кнопкой на центральной консоли. Это позволило расширить зону обогрева лобового стекла — теперь он греет также под местом парковки «дворников».

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Противотуманные фары с светодиодами получили функцию подсветки поворота: на каждую сторону добавлено по 21 градусу потока от головного света. Поворот руля влево включает левую противотуманную фара, вправо — правую. Такой алгоритм позволяет безопасно передвигаться по темным узким дворам и не задеть выбегающих кошек.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Специалисты красноярской компании АСК (бывшая СКАД) помогли «АвтоВАЗу» воссоздать дизайн колесных дисков докризисного периода. Теперь ассортимент включает 16-дюймовые легкосплавные диски, в том числе двухцветные Clover, 17-дюймовые Asgard и самые маленькие 15-дюймовые колеса, но последние доступны только с декоративным колпаком.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Мультимедиа

Мультимедийная система Lada Vesta получила новые функции. В настройках появилась возможность активации голосового управления. Теперь можно, например, сказать: «Алиса, позвони» и назвать номер контакта. Если контакт записан с несколькими номерами, Алиса покажет плашку с ними на экране для выбора актуального.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа
Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

«Яндекс Музыка» предоставляет плейлисты для любого настроения и случая. Полноразмерный экран на центральной консоли покажет обложку плейлиста. Навигация по внешним накопителям стала удобнее. Можно использовать рекомендованные подборки или свою музыку. Для выбора лучшего трека можно попросить Алису, это проще.

В автомобиль добавлен клиент YouTube для просмотра видео во время движения (для пассажиров), но доступность YouTube в России сокращается. Появилось приложение «Букмейт» (недавно сервис переименовали в «Яндекс Книги»), где доступны аудиокниги разных жанров. Алиса интегрирована в мультимедиа и управляет всеми ее функциями, но автомобиль пока не может управлять. Вы говорите: «Алиса, открой окно», а в ответ тишина.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа

Комплектации и цены

Базовый вариант увеличился в цене на 11 тысяч рублей, добавив ESC, подсветку вещевого ящика и возможность отключения водительской подушки безопасности. Самый доступный седан в версии Comfort стоит 1 миллион 525 тысяч рублей с двигателем объемом 1,6 литра и механической коробкой передач. Универсал SW на старте чуть дороже — 1 миллион 655 тысяч рублей. С тем же кузовом и комплектацией, но с 1,8-литровым мотором и CVT, цены составляют соответственно 1 миллион 600 тысяч и 1 миллион 730 тысяч рублей.

Комплектации Life и Enjoy считаются промежуточными, а Techno — топовой и самой дорогой. Седан в базовой комплектации обойдется в 1 885 000 рублей (1.6 MT) или 1 960 000 рублей (1.8 CVT). Cross-версия седана оценивается в 1 996 000 и 2 071 000 рублей. Универсал SW стоит 2 105 000 и 2 090 000 рублей, а «кроссовый» — 2 116 000 и 2 191 000 рублей. В топовой комплектации цена выше, но оснащение более обширное.

Фото: пресс-служба АвтоВАЗа