Крупному автопроизводителю был нужен новый лидер модельного ряда, ведь Tiggo 8 Pro Max временное явление. Сейчас смена лидера состоялась: мы изучили новинку Chery Tiggo 9 и готовы поделиться впечатлениями.

Хотя разница в размерах между «девяткой» и «прошкой» невелика (9 см – это не так много), новый Chery выглядит интереснее и обладает более передовыми технологиями. Его длина от бампера до бампера составляет 4810 мм, что почти доходит до верхней границы сегмента SUV-D. В компании рассчитывают, что нынешние владельцы Tiggo 8 Pro Max смогли заработать и с радостью выберут новинку. Возможно, удастся привлечь и тех, кто ранее рассматривал кроссоверы из Европы, Кореи и Японии.
Элегантный, как рояль
Дизайнером Tiggo 9 выступил Сайдин Османчевич, боснийский дизайнер, которому на момент работы к 34 годам удалось сотрудничать с BMW и Skoda. В облике автомобиля чувствуется его хватка и стиль: он получился импозантным и элегантным, напоминающим рояль, но без ярко выраженной индивидуальности. Во время рассматривания обводов кузова можно обнаружить мотивы Jaguar F-Pace, что не удивительно в контексте глобализации и повторений.
В экстерьере внедорожника обращает на себя внимание поднятые под плоскость капота фары, ярко выраженные подштамповки в нижней части дверей и порогов, мускулистые арки — всё, как у прототипа. Возможности полностью светодиодной оптики «по кругу» расширены динамичными указателями поворотов и автоуправлением дальним и ближним светом. Также есть функция «Проводи меня домой», которую продавцы окрестили: «Света, проводи меня домой» (задержка выключения фар, чтобы водитель мог под этим освещением дойти от машины до двери дома). Регулировка фар по высоте присутствует, но ручная в силу китайских законодательных особенностей.

Кузов высотой 1741 миллиметр установлен на колеса диаметром 20 дюймов с дисками, стилизованными под Mercedes. Между осями передних и задних колес – пространство в 2800 мм, что, по заявлению Chery, является самой длинной базой в сегменте и обеспечивает самую большую продольную длину салона. Клиренс составляет 200 мм, но может варьироваться в зависимости от размера колесных дисков (в базовой комплектации доступны R19).

Антибликовые наружные зеркала установлены на ножках для снижения загрязнения стекол и шума в салоне. Стеклоочистители размещены под обрез капота для уменьшения звукового сопровождения. Такое решение не новое и вызывает вопрос о очистке снега в этой зоне. Впервые в истории автомобилей Chery применены «утапливаемые» дверные ручки, которые прошли испытания на Jaecoo и Exeed. Их привод усилен после эксплуатации зимой в России прошлого года. Обещают беспроблемную работу как в оттепель, так и в ледяной дождь. Ручки работают по традиционной схеме: при закрытии машины или начале движения они автоматически защёлкиваются.

Два фонаря соединены светящейся линией. Одни видят в форме кормы отсылки к внедорожникам Porsche – у меня те же ассоциации. Двойные патрубки настоящие, но на рынках с эко-настройками их нет, спрятаны они. Мощный спойлер над багажной дверью визуально удлиняет крышу и прикрывает верхнюю часть заднего стекла от снегопада. Багажная дверь открывается электричеством, а высоту поднятия можно запрограммировать через мультимедийный экран. При роте «под 190» высота открытия может показаться недостаточной. Но это не обычная дверь, изготовлена из композитного материала, чтобы не сгнила в нашем климате.
Новая платформа — другие возможности
Chery Tiggo 9 основан на современной платформе T2X, что снимает вопрос конкуренции между новым флагманом и Tiggo 8 Pro Max. Платформа появилась ранее, на ней построены Exeed RX и Jaecoo J8. В городе Циндау был построен завод для выпуска этой модели, там же планируется производство кроссовера Omoda C7, ожидаемого в России. T2X объединяет решения архитектуры T1X (разработанной совместно с Jaguar Land Rover в 2016 году) и платформы M3X (разработанной в 2020 году для Exeed). В T2X добавлены новые технические решения, используемые выборочно с учетом особенностей холдинга Chery. Кузов получился прочным: мощные стойки и пороги, толщина и масса дверей впечатляют.
Кузов автомобиля собран из высокопрочных сталей различной вязкости и текучести. Самые важные детали (стойки А и B, поперечины и часть боковины), по словам Chery, сделаны из стали с пределом прочности 1500 Мпа. Производитель заявляет о полном цинковом покрытии кузова по периметру: капота, порогов, передних крыльев, боковин, стоек и даже панели крыши – это редкое явление. Гарантия на ЛКП — 3 года или 100 000 км пробега.
Tiggo 9 не оснащен системой CDC с адаптивными амортизаторами, как у Jaecoo J8, но использует гидравлические втулки нижних рычагов для повышения комфорта салона. Это решение можно встретить на некоторых внедорожниках и немецких автомобилях. Поворотный кулак из алюминиевого сплава снижает неподрессоренную массу, что уменьшает дискомфорт при езде по ухабистой дороге. Вся подвеска не изготовлена из алюминия, но это не является необходимостью. Независимо от поверхности – асфальт, грунтовка с камнями и выбоинами – ходовая часть справляется хорошо, обеспечивая комфортную и драйверскую езду. Раскачка кузова в скоростных поворотах минимальна, а настройки подвески настолько оптимальны, что вождения в разных режимах доставляет удовольствие.
«Автомат» родной, китайский
Мотор объемом 2 литра и мощностью 249 лошадиных сил серии SQRF4J20 удалось защитить от вибраций. В этом помогли сбалансированные валы, как на некоторых «Хондах», а также подвеска на гидравлических опорах. Прислушайтесь к работе двигателя на холостом ходу: даже при открытом капоте все происходит тихо и гармонично, словно это не четырёхцилиндровый двигатель, а рядная шестёрка — никаких колебаний второго и третьего ряда цилиндров.

Двигатель Acteco третьего поколения оснащен непосредственным впрыском топлива в цилиндры, турбонагнетателем и промежуточным охлаждением. У него алюминиевый блок, эффективная система охлаждения с тремя датчиками температуры и электронным термостатом, а также гильзованный чугунными гильзами непосредственно на заводе. На данный момент двигатель не использует цикл Миллера, но это планируется решить в 2025 году с появлением Acteco четвертого поколения. Двигатель работает на бензине марки «92», а по данным Chery расходует 8,3 л/100 км. По результатам нашего теста, проведенного в горной местности Алтая при температуре –19 градусов Цельсия, расход составил 11–12 литров.
Новый Chery Tiggo 9 присоединился к ряду крупных кроссоверов, представленных на российском рынке. У него 2-литровый мотор, работающий в паре с 8-ступенчатым «автоматом». Ранее подобной связкой могли похвастаться лишь Geely Monjaro, GAC S8 и Changan CS95 (последние два – не совсем прямые конкуренты, поскольку ощутимо крупнее).
Трансмиссия «девятки», утверждают в Chery, — это собственная разработка под названием Fu Zhen. Гидравлическая и клапанная части, а также электроника полностью родные у Tiggo 9. «Планетарка» и меха часть, возможно, конструктивно похожи на то, чем гордится 8АКПП от Aisin, но это не одно и то же, уверяют в Chery. Напомним, «айсиновские» коробки устанавливались на Exeed RX и VX. На TXL также была трансмиссия Aisin, но ее потом заменили на Fu Zhen. Гарантия на 8АКПП, как и на автомобиль в целом, составляет 5 лет или 150 000 км. Для сравнения: у Jaecoo J8 гарантия — 3 года или 100 000 км.
Девятый Tiggo весит почти два тонны, однако важнее не вес, а его распределение. Двухлитровый турбомотор с пиковой отдачей 375 Нм эффективно работает в диапазоне оборотов от 1750 до 4000. Восьмиступенчатая коробка передач Fu Zhen плавно и эластично передает крутящий момент на колеса, исключая нелогичные переключения. Разгон у автомобиля легкий, торможение прогнозируемое. Электронные помощники, настраиваемые через меню, могут помочь в критических ситуациях. В асфальтовых режимах (их три) заметен преднатяг. В экорежиме он минимальный; автомобиль приводят к передним колесам до тех пор, пока не начнет буксовать. В повороте электроника может войти в игру, но это произойдет с задержкой.

В режиме «спорт» максимальный преднатяг среди дорожных режимов. Переход на этот режим предоставляет запас оборотов для обгонов, тяга всегда полная, отзывчивость педали акселератора высокая. Китайцы обещают 8 секунд до «сотни». На зимней и не всегда ровной дороге я не стал рисковать ради разоблачения, но при любом раскладе с динамикой у автомобиля все в порядке. Режим «Нормальный» — компромисс между «Эко» и «Спортом», задействовать предпоследний режим в большинстве случаев нет никакой нужды, он слегка «ленивый» и вряд ли даст сэкономить бензин.
Держите колёса прямо – дастся полный привод.
Tiggo 9 — полноприводный автомобиль, что соответствует статусу флагмана модельного ряда. Задние колеса включаются через муфту. В моноблоке расположен задний редуктор с дифференциалом и сама муфта, разработанная, как утверждают в Chery, собственноручно. Напрямую скажу: полного привода Torque Vectoring, как у Jaecoo J8, способного размыкать карданный вал и оснащенного двумя муфтами сзади (по одной на каждую полуось, распределяющие тягу независимо друг от друга), у главного автомобиля Chery не будет.
Режим «бездорожье» можно отнести к частично принудительному включению полного привода (ПП). Он обеспечивает максимальное вовлечение системы 4×4 при движении на низких скоростях (на скорости 20–40 км/ч ПП перестает работать, остается лишь в преднатяг). Чем ровнее стоят колеса, тем большую часть мощности система передает назад. Задача ПП – не позволить автомобилю застрять и остановиться. По мере снижения скорости полный привод будет активнее включаться – логика проста. При полностью закрытой муфте распределение момента по осям составляет 50/50.

Помимо трех указанных режимов движения есть еще четыре внедорожных: «грязь», «снег», «песок» и «бездорожье». Оценить работу в плане тяги непросто из-за того, что где-то машина застревает, а где-то поскользнулось. Но удалось отметить, насколько мягко ПП реагирует на действия водителя. В внедорожных режимах преднатяг примерно одинаковый, но реакция на педаль акселератора разная. Например, в «Снегу» происходит пробуксовка колес: машина закапывается и ложится на пузо, поэтому резких движений быть не может. SUV плавно реагирует на закрытие и открытие газа, главное – следить за положением руля. Если колеса вывернуты до упора, рассчитывать на полный привод нельзя.

Яндекс есть, Алисы нет
В ожидании российского запуска Tiggo 9, как Шварценеггер ожидал визита в логово террористов, китайцы предусмотрели для нас «Зимний пакет». Форсунки омывателя, площадь ветрового стекла, наружные зеркала, передние и задние сидения, рулевое колесо и стекла двери багажника будут обогреваться. Даже проекционный дисплей имеет «зимний режим» – выводимые на стекло цифры имеют голубоватый оттенок, контрастно выделяясь на фоне снега за бортом. Водитель видит информацию о скорости, бортовые оповещения, ключевые элементы навигации. Навигация может выводиться и на приборную панель. Китайцы утверждают, что это свой собственный навигатор, который использует карты и пробки «Яндекса» (они «зашиты» в контракт при покупке автомобиля, здесь же онлайн музыка и видео от VK).

Алисы нет. Есть аналог: «Привет, Чери!». Говорит по-русски отлично, будто только что окончил шпионскую школу с отличными оценками. Скажешь ему «Покажи, что умеешь» — на экран выведут возможности. Их, признаться, немного: открывает стекла и люк, делает теплее или холоднее в салоне, меняет свет атмосферной подсветки, громче/тише музыку. Пожалуй, всё. Качество восприятия речи невысокое, и работы по улучшению сервиса продолжаются. Беспроводная зарядка — отключаемая (через меню), чтобы не тратить зря энергию.

Кроме онлайн-сервисов в Tiggo 9 установлен необходимый для телематики функционал. Проект финансируется три года, после чего водитель может оформить подписку. Интернет в Tiggo 9 предустановлен с завода и встроен в телекоммуникационную коробку с SIM-картой МТС. Замена её на карту от Т2 или «Билайн» невозможна. Покупкой автомобиля сопровождается контракт на год с ежемесячным трафиком 5 ГБ. Это небольшое количество, но если не смотреть фильмы в машине, а использовать интернет для пробок, карт, новостей и погоды, может хватить. При недостатке интернета можно воспользоваться раздачей со смартфона. После окончания годового контракта можно отдельно оплатить пакеты услуг («Яндекс», VK) плюс предоплаченный трафик 10 ГБ на месяц. Это возможно прямо из машины через экран.
Tiggo 9 — первый автомобиль Chery, ПО которого обновляется без визита к дилеру. Обновление доступно «по воздуху» — машина уведомит о новой версии прошивки и предлогает ее установить. Аналогичная система работает на автомобилях марки Exeed. Chery хвалит 8-ядерный процессор Snapdragon 8155 с 16 ГБ оперативной памяти и жестким диском объемом 128 ГБ, утверждая, что он обеспечивает плавную и быструю работу (время отклика при управлении — 30 мс) и срок службы 15 лет.
Чем запомнился салон кроссовера
В салоне два отдельных экрана: приборная панель диагональю 10,25 дюйма и мультимедийный экран по центру размером 15,6 дюйма, что даже больше, чем у многих ноутбуков. Возможно, на этот большой экран удобно масштабировать карты или выводить функциональные сведения, но возникает ощущение избыточности размера. Атмосферная подсветка, пожалуй, не удивляет, но здесь она синхронизируется с ритмом музыки — эффект слабо выражен, зато оригинален. В топовой комплектации Ultra (которую мы тестировали) по салону разбросано 14 музыкальных динамиков Sony, включая два встроенных в подголовник кресла водителя. Это довольно удобно, например, если на заднем сиденье спит ребенок. Сюда же поступает звук при использовании системы Hands Free. Для звука «на полную» можно задействовать сабвуфер, спрятанный под полом в багажнике.

Несмотря на высоту центрального тоннеля и длину подлокотников, интерьер «девятки» кажется шире, чем у других Chery. Салон доступен в коричнево-черном или черно-серым варианте. В базе Prime используется экокожа (только руль обшит натуральной кожей), а в комплектации Ultra — натуральные сорта с перфорацией для вентиляции кресел. Шайба выбора режимов движения по периметру имеет «хрустальную» накатку, что напоминает отделку некоторых ювелирных изделий.

Модель оснащена центральной подушкой безопасности между передними сиденьями. При опрокидывании автомобиля подушка раскрывается и защищает головы пассажиров от травм. Ее разместили справа на спинке водительского кресла. Подушка довольно крупная: в то время как обычная боковая подушка защищает плечо до локтя, эта – выше подголовника. Также впервые применили преднатяжители ремней двойного действия.
Водительское кресло регулируется по 12 направлениям, поясничный упор отрегулировать можно по глубине и высоте (у упора четыре настройки). Передний пассажир может воспользоваться функцией «отдых»: нажав кнопку на дверной карте, кресло отклонится в положение для отдыха. Нажатие на другую клавишу вернет его в исходное состояние. На той же панели управления предусмотрено отдельное устройство — ползунок для управления передним пассажирским креслом.

Второй ряд сидений электрический и разделён на неравные части. Правая узкая половинка предназначена для прохода к третьему ряду. В верхней части кресла находятся две кнопки — обе для складывания/раскладывания. Сначала вперёд отъезжает переднее правое кресло, а затем на его место перемещается узкая часть второго ряда. Работает медленно. Второй ряд двигается вперёд-назад при помощи электричества. Для комфорта пассажирам второго и третьего рядов потребуется компромисс. При разложенных семи креслах в багажнике всего 200 литров, почти как ванна для домашней уборки. Третий ряд складывается механически — частично или полностью. Средний ряд кресел складывается с помощью пульта управления, расположенного у заднего бампера. Получаем приличные 2150 литров.

Итого
Комплектации Prime и Ultra отличаются ценой (4,75 млн рублей против 5,05 млн), размером колес, обивкой салона, количеством подушек безопасности (6 против 10), музыкальных динамиков (8 против 14) и вентиляцией второго ряда сидений. Jaecoo J8 по духу и крови близок к Chery Tiggo 9, стоит от 4,6 млн до 5,3 млн рублей, но оснащен «роботом» и рассчитан на пять посадочных мест. За Geely Monjaro просят 4,55–5,05 млн рублей, а за Changan CS95 — от 4,18 млн до 4,38 млн рублей. Стоимость «девятки» с учетом покупки в кредит и трейд-ин находится в указанном диапазоне цен. В следующем году ожидается расширение ОТТС, разрешающее эксплуатацию Chery Tiggo 9 с прицепом, что важно для многих.
