В Китае искусственный интеллект входит в состав образовательных программ

Ведущие университеты Китая активно внедряют генеративный ИИ в обучение, поощряя студентов и сотрудников к его постоянному применению. Согласно опросу Mycos Institute, лишь один процент преподавателей и учащихся заявили о полном отсутствии использования ИИ-инструментов. Примерно 60% пользуются ими несколько раз в день или неделю.

В отличие от западных вузов, где до сих пор обсуждаются риски для академической честности, китайские университеты видят в искусственном интеллекте ключевую компетенцию. Большинство ведущих вузов за последний год открыли общие курсы по ИИ, междисциплинарные программы и модули по цифровой грамотности. В Чжэцзянском университете вскоре курс по ИИ станет обязательным для всех бакалавров.

В апреле Министерство образования Китая представило рекомендации по образовательной реформе «ИИ+», направленные на развитие критического мышления, цифровой грамотности и навыков работы с искусственным интеллектом на всех уровнях обучения — от начальной школы до высших учебных заведений. Пекинское муниципальное управление образования уже обязало учить ИИ.

В действительности многие университеты устанавливают на своих серверах локальные версии китайских языковых моделей, например DeepSeek. Такие «полнофункциональные» модели предлагают ученикам неограниченное количество сессий, более длительные контекстные окна и дополнительные возможности по сравнению с бесплатными версиями.

В ряде университетов преподаватели включают работу с искусственным интеллектом в программы по гуманитарным наукам, праву и коммуникациям. Например, профессор Лю Биньюй из Китайского университета политологии и права разработала лекции о корректном использовании генеративного ИИ: от составления аннотаций до подготовки графиков и рецензий. Важно подчеркивать, что ИИ не заменяет человека, а требует умелого взаимодействия.

По информации китайского издания YiCai, восемьдесят процентов вакансий для выпускников 2025 года требуют навыков работы с искусственным интеллектом. В условиях экономической нестабильности и высокой конкуренции студенты считают ИИ важным ресурсом при подготовке к трудоустройству.

Вместе с этим сохраняется тревога о правильном и этичном использовании искусственного интеллекта. Некоторые студенты используют платные услуги для обхода детекторов текстов, созданных ИИ. По словам студентов, ситуация улучшается там, где преподаватели предлагают ясные правила и рекомендации вместо запретов.