Stellantis останавливает работы над автомобилями на водородном топливе.

Компания Stellantis, владеющая марками Chrysler, Citroen, Fiat, Jeep и Peugeot, прекращает разработку водородных топливных элементов. Решение стало неожиданностью, особенно учитывая планы запуска серийного производства коммерческих автомобилей на водородных топливных элементах этим летом на заводах во Франции и Польше. В заявлении компании указаны причины отказа: ограниченная инфраструктура для заправки водородом, высокие капитальные затраты и необходимость значительных государственных стимулов для потребителей.

В январе 2024 года Stellantis объявила о выпуске линейки коммерческих автомобилей с водородными топливными элементами: Citroen Jumper, Fiat Ducato, Opel Movano и Peugeot Boxer, а также их модификации. Запас хода планировался на уровне 500 километров.

Компания гарантирует, что решение не повлияет на количество сотрудников, работающих в производстве и научных исследованиях; планируется перевести их на другие проекты. Тем не менее, предстоит сложная процедура выхода из соглашения с компанией Symbio, производящей топливные элементы, где Stellantis владел 1/3 долей с 2023 года.

Stellantis не первая компания, отказавшаяся от водородных топливных элементов после громких заявлений. Toyota, которая вложила значительные средства в развитие данной технологии, также постепенно уступила позиции электромобилям, оставив водородные топливные элементы преимущественно для тяжёлой промышленной техники.

Нефтегазовые компании, автомобильная промышленность и некоторые страны с дефицитом энергетических ресурсов давно видят в водород перспективное топливо. Теоретически неограниченный запас экологически чистого топлива из воды казался заманчивым. К тому же технология производства и заправки водородом напоминает существующую инфраструктуру нефтегазовой отрасли.

Несмотря на интересную идею, недостатки послужили непреодолимым барьером в настоящее время. Низкая энергоёмкость и плотность водорода приводят к существенным потерям при хранении и транспортировке. Экологически чистый массовый выпуск требует огромных инвестиций в возобновляемые источники энергии, эксперты оценивают их в удвоение существующих мощностей электрогенерации. Использование традиционных методов (например, паровой конверсии метана) несовместимо с задачей снижения выбросов парниковых газов.

Важно также учитывать расходы на строительство инфраструктуры для заправки водородом и низкий спрос на автомобили, работающие на этом топливе. К примеру, модель Toyota Mirai, выпущенная в 2014 году, продана всего в количестве 28 тысяч экземпляров.