МС-21 получил российскую систему электроснабжения от ОАК

На российском самолёте МС-21-310 впервые применена полностью отечественная система электроснабжения. От неё зависит работоспособность всех остальных систем: авионики, двигателей и систем управления. До 2022 года над системой работали с зарубежными компаниями, но после санкций проект переработали в течение двух лет — рекордного срока для такого сложного оборудования.

Компания «Яковлев» совместно с ОКБ «Аэрокосмические системы» (АКС), входящим в корпорацию «Промтех», занимается разработкой СЭС. Первоначально АКС отвечала за кабельную сеть МС-21 и проводила испытания на стенде, собранном для иностранных компонентов. После ухода зарубежных поставщиков именно АКС взяла на себя разработку всей новой СЭС.

Система стала умной: отслеживает работу ключевых компонентов в реальном времени, способна автоматически диагностировать отказы и переключаться на резервные источники. В обычных СЭС отказ одного элемента может привести к полному сбою, но новая система реконфигурируется для сохранения работы важных узлов.

Информация о сбоях и параметрах передаётся на экраны кабины пилотов, а также доступна для расшифровки техническим службам на земле. Новая СЭС фиксирует все данные о сбоях, в том числе кратковременные, что позволяет быстро находить и устранять неисправности.

Новинка представлена и в архитектуре генерации энергии: впервые в российской гражданской авиации система построена на переменном токе с нестабильной частотой. Такое решение позволило отказаться от встроенных стабилизаторов оборотов генераторов (аналога коробки передач) — они сложные, тяжёлые и требуют обслуживания.

Современная силовая электроника легко управляет нестабильной частотой, поэтому модернизация системы коснулась также потребителей энергии: для них были созданы блоки питания, работающие в новых условиях.

Новая система жизнеобеспечения уже функционирует на борту МС-21-310 с заводским номером 0012. Полностью независимый вариант будет установлен на следующий самолёт — борт 0013. Вся система прошла наземные и лётные испытания, включая проверку на электромагнитную совместимость и защиту от молний.

Российский самолёт МС-21, способный вместить до 211 пассажиров, создан для замены импортных аналогов Boeing 737 и Airbus A320. С отечественными двигателями ПД-14 этот аппарат рассчитан на перелеты протяженностью до 6 000 км. Главное его отличие — рекордная доля композитных материалов (40%).