Проблема дрейфа джойстиков, когда контроллеры самопроизвольно регистрируют движения, беспокоит геймеров уже много лет. Владельцы Nintendo Switch, PlayStation и Xbox вынуждены мириться с «призрачными» нажатиями или покупать новые аксессуары. Но решение может появиться в области квантовой механики, которая двадцать лет назад сделала прорыв в ёмкости жёстких дисков. Теперь технология туннельного магнитосопротивления (TMR), основанная на квантовых эффектах, обещает избавить контроллеры от износа и неточностей.
Дрейф обусловлен конструкцией обычных джойстиков с потенциометрами – деталями, где контактный элемент движется по полосе проводящего материала. Со временем материал изнашивается, а грязь или пыль мешают контакту, что вызывает погрешности в определении положения стика. Альтернативой служат бесконтактные датчики на основе эффекта Холла, применяемые в некоторых контроллерах, но TMR-сенсоры обладают существенными преимуществами.

Разработанная в 1988 году TMR-технология функционирует за счёт взаимодействия магнитных полей и квантовых свойств электронов. Сенсор включает два магнитных слоя, разделяемых тонкими изолятором. При приложении к джойстику магнитного поля направление «вращения» электронов в слоях синхронизируется, что позволяет им преодолеть изолятор с помощью квантового туннелирования — эффекта прохождения частиц через барьер, непреодолимый для классической физики. Изменение сопротивления в этой структуре точно регистрирует положение стика без физического контакта.
TMR обладает высокой чувствительностью, стабильностью при изменении температуры и низким энергопотреблением (в 5–10 раз меньше, чем у Hall-сенсоров). Это позволяет интегрировать их в существующие модели контроллеров без модификации схемы, снижая расходы на адаптацию. Сегодня GuliKit, 8BitDo и GameSir выпускают геймпады с TMR-джойстиками, а энтузиасты могут модернизировать свои PS5 или Xbox, купив модули за $20–$30.
Высокая цена мешает широкому распространению TMR-сенсоров, так как они дороже аналогов. По словам Джека Хэ из GuliKit, ситуация изменится с ростом производства. При объёме рынка игровых аксессуаров более 5 миллиардов долларов к 2026 году крупные производители, такие как Sony или Microsoft, вряд ли проигнорируют TMR-технологию. В будущем TMR может не только устранить дрейф датчиков, но и повысить точность управления в VR-шлемах, дронах и промышленной робототехнике, где надёжность критична. Динамика развития указывает на то, что квантовая технология может стать новым стандартом.