Производственное объединение «Яковлев», являющееся частью Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ростеха, намерено увеличить срок службы пассажирских самолетов Як-40 до 60 лет. На данный момент ресурс этих летательных аппаратов ограничен 50 годами. Федеральная служба по авиационному и наземному транспорту подтвердила планы продления срока эксплуатации Як-40, отметив, что это решение вызвано необходимостью эксплуатантов в данном типе самолетов, особенно при текущем дефиците воздушных судов.

Чтобы реализовать эту инициативу, «Яковлев» должен подать заявку в Росавиацию. После рассмотрения заявки Авиарегистр России проведет экспертизу и оценит возможность безопасной эксплуатации Як-40 свыше 50 лет. Окончательное решение о продлении срока службы и выдача необходимых документов запланированы на декабрь 2025 года. Представитель ПАО «Яковлев» подчеркнул, что главным критерием для продления ресурса будет соответствие самолетов стандартам прочности, ресурса и коррозионной стойкости, установленным Федеральными авиационными правилами. Объем необходимых доработок будет определяться индивидуально для каждого борта с учетом его технического состояния.
Разработанный в 1960-х годах ОКБ имени А.С. Яковлева Як-40 стал первым в мире пассажирским реактивным самолётом для местных авиалиний. Вместимость самолёта до 32 пассажиров. В настоящее время в России эксплуатируется около 15 самолетов Як-40, преимущественно на социально значимых маршрутах северо-запада и Дальнего Востока страны. Эти самолёты незаменимы для регионов с короткими, в том числе грунтовыми, взлетно-посадочными полосами, такими как Камчатка. Кроме того, Як-40 используется для деловых перевозок в качестве бизнес-джета благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам.
Российские перевозчики сталкиваются с проблемой эксплуатации устаревших самолетов Як-40 из-за их высокой стоимости и большого потребления топлива. Эксперт Роман Пантелеев отмечает, что более экономичные аналоги (Ил-114-300 и ТВРС-44 Ладога) пока недоступны из-за задержек в производстве. Временно решением стало продление срока службы Як-40, как это уже делалось с Ан-24 и Ан-26, для обеспечения региональных авиаперевозок.